Научная деятельность


Основные результаты научно-исследовательской деятельности БГПУ им. М. Акмуллы (Статистические материалы)


Научная школа Научный руководитель Основные направления научных исследований Ссылка на материалы по деятельности научной школы
1. Субъектно-ориентированное образование Асадуллин Раиль Мирваевич, д-р пед. наук, профессор
  • разработка теоретико-методологических основ применения в научнообразовательной практике компетентностного подхода;
  • изучение инновационных процессов в образовании;
  • исследование теоретических основ и технологических аспектов развития образования в условиях трансформирующегося регионального образовательного пространства;
  • педагогическая антропология как самостоятельная отрасль педагогики, рассматривающая субъект педагогической деятельности как целостность;
  • актуализация и обоснование исследований синергетического аспекта в образовании в условиях усложнения структурно-иерархической системы управления в высшей школе и активизации процессов интеграции.
Научно-исследовательский институт стратегии развития образования
2. Педагогическая культурология Бенин Владислав Львович, д-р пед. наук, профессор На уровне фундаментальных задач - обоснование образования как феномена культуры, выявление морфологии образовательной сферы как подсистемы культуры.
На уровне антропологических задач - выявление эволюции человеческого сознания в культурно-образовательных средах.
На уровне прикладных задач - разработка технологии модернизации образовательной сферы, в том числе содержания школьного образования, в соответствии с закономерностями культурной эволюции и современного культурного этапа.
Кафедра культурологии и социально-экономических дисциплин
3. Методология управления качеством образования на основе выявления профессиональных дефицитов учителя Дорофеев Андрей Викторович, д-р пед. наук, профессор
  • На теоретико-методологическом уровне - проектирование нелинейного образовательного процесса учителя на основе принципа многомерности.
  • На прикладном уровне - структурно-функциональное моделирование единого образовательного пространства развития профессиональных компетенций педагога.
  • На технологическом уровне - разработан векторный метод диагностики профессиональных компетенций педагога.
Институт непрерывного профессионального образования «Вектор развития» - проект «Разработка региональной модели управления качеством образования»
4. Формирование и развитие профессиональной мобильности личности учителя в пространстве его личностной самореализации Амирова Людмила Александровна, д-р пед. наук, профессор
  • Теоретико-методологическое обоснование процессов и процедур выявления структурных компонентов профессиональной мобильности личности учителя, их сущности и содержания.
  • Детерминанты формирования и развития профессиональной мобильности личности учителя в условиях образовательного пространства и образовательной среды.
  • Технологическое обеспечение формирования и развития профессиональной мобильности учителя на этапе и в условиях профессионального образования.
  • Педагогическое сопровождение процесса развития типов и видов мобильности личности учителя в условиях профессионального образования.
Башкирский научный центр Российской академии образования
5. Теории воспитательных систем и технологии организации учебно-воспитательного процесса на разных уровнях образования Янгирова Венера Магасумовна, д-р пед. наук, профессор
  • Теоретико-методологическое обоснование и экспериментальное исследование по подготовке учителей начальных классов;
  • Инновационные технологии в начальном общем образовании: теория и практика;
  • Воспитательная деятельность с учетом специфики организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей;
  • Проектирование содержания воспитательных систем.
Кафедра педагогики и методики начального образования
6. История образования в Башкортостане, теория и методика этнокультурного воспитания Аминов Тахир Мажитович, д-р пед. наук, профессор
  • Изучение эволюции культурологических оснований истории педагогики.
  • Формирование историко-педагогического научного знания у студентов педагогических вузов.
  • Изучение истории педагогической мысли, политики в области образования, образовательной практики, истории образовательных средств, применяемых в обучении и воспитании.
  • Прогнозирование перспектив развития исследований в области истории педагогики и образования.
  • Выявление актуального историко-педагогического наследия и опыта как общероссийской, так и региональной педагогики, для представления его в распоряжение современной системы образования и системы подготовки педагогических кадров.
Научно-исследовательский центр духовного развития
7. Дидактический дизайн в профессионально-педагогическом образовании Штейнберг Валерий Эмануилович, д-р пед. наук, профессор
  • Проектирование и применение визуальных дидактических средств методом логико-смыслового моделирования знаний с помощью универсальных учебных действий аналитического типа и понятийно-графических средств;
  • Формирование базы теоретических и практических разработок педагогов Республики Башкортостан и других субъектов Российской Федерации, содержащих визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа;
  • Сотрудничество с педагогами в решении задач, связанных с практическим применением визуальных дидактических и концепт-регулятивов логико-смыслового типа.
Научно-исследовательская лаборатория моделирования визуальных регулятивов логико-смыслового типа
8. Спектральная теория дифференциальных операторов Султанаев Яудат Талгатович, д-р физ.-мат. наук, профессор Асимптотические методы спектрального анализа сингулярных дифференциальных операторов Научно-исследовательская лаборатория «Операторные методы в механике»
9. Электронные процессы в органических металлах с бистабильной электронной структурой
  • Исследование зарядовой неустойчивости в тонких субмикронных пленках органических диэлектриков, индуцированной слабыми физическими полями.
  • Исследование механизмов электронного переключения в полимерных материалах.
  • Исследование фазового перехода диэлектрик-металл, вызванного малым одноосным давлением в структуре металл/органический диэлектрик/металл.
  • Изучение проблемы генерации и переноса заряда в тонких нанометровой толщины пленках полимеров с несопряженными валентными электронами.
  • Изучение транспорта носителей заряда в одномерных электропроводящих органических нитях.
  • Исследование условий возникновения и электронных свойств квазидвумерного электронного газа сформированного вдоль границы раздела двух полимерных диэлектриков.
  • Зондовая микроскопия и туннельная спектроскопия тонких нанометровой толщины пленок и слоистых структур на основе несопряженных полимеров.
  • Компьютерное моделирование электронной структуры образцов и физических явлений в них.
  • Разработка технологических основ применения явлений зарядовой неустойчивости для разработки новых интеллектуальных органических материалов, обладающих повышенными эксплуатационными характеристиками, а также на их основе элементов энергонезависимой резистивной памяти, физических сенсоров, пленочных полевых транзисторов, химических сенсоров, биологических сенсоров и других изделий.
Научно-исследовательская лаборатория «Наноэлектроника перспективных материалов»
10. Антропогенная альгология Кабиров Рустем Расшатович, д-р биол. наук, профессор
  • Изучение биоразнообразия наземных водорослей и цианобактерий.
  • Исследование видового состава водорослей и цианобактерий в зонах импактного воздействия промышленного техногенеза.
Научно-исследовательская лаборатория молекулярной систематики фототрофных микроорганизмов им. Л.С. Хайбуллиной
11. Население евразийской степи и лесостепной Евразии в эпоху древности и средневековья Иванов Владимир Александрович, д-р ист. наук, профессор
  • Средневековые кочевники Урало-Поволжья и их роль в этнической истории степей Восточной Европы.
  • Динамика этноландшафтной карты Южного Урала и Приуралья в эпоху средневековья.
Научно-образовательная лаборатория патриотического воспитания молодежи и истории казачества
12. Этнолингвистика и межкультурная коммуникация Хайруллина Райса Ханифовна, д-р филол. наук, профессор
  • Языки и литературы в современном поликультурном пространстве.
  • Проблемы лингвокультурного пространства художественного текста в призме диалога культур.
  • Вопросы теории и практики сопоставительной лингвокультурологии на сопоставлении русского и башкирского художественного наследия.
Международный центр продвижения русского языка и литературы им.М.Карима
13. Межкультурная коммуникация в лингвистическом и методическом аспектах Шабанова Татьяна Дмитриевна, д-р филол. наук, профессор
  • Иностранные и родные языки в современном культурном пространстве: аспекты межкультурной коммуникации.
  • Формирование межкультурной компетенции студентов в системе подготовки полифункционального специалиста.

Ведущие научные школы в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Минпросвещения России

Наименование НИЛ/НОЛ Руководитель
1. Научно-образовательная лаборатория экологического и естественнонаучного образования Саттаров В.Н., заведующий лабораторией
2. Научно-исследовательская лаборатория «Наноэлектроника перспективных материалов»
3. Научно-исследовательская лаборатория «Международный центр астрофизики им. Я.Б.Зельдовича» Измаилов Р.Н., к.ф.-м.н., доцент
4. Научно-исследовательская лаборатория «Центр молекулярных и биотехнических исследований» Галикеева Г.Ф., к.б.н.
5. Научно-исследовательская лаборатория молекулярной систематики фототрофных микроорганизмов им. Л.С. Хайбуллиной Гайсина Л.А., д.б.н., доцент
6. Научно-исследовательская лаборатория «Операторные методы в механике»
7. Научно-исследовательская лаборатория «Системный анализ и математическое моделирование» Маликов Р.Ф., д.ф.-м.н., профессор
8. Научно-исследовательская лаборатория «Методология и методы гуманитарных исследований» Леонова Т.А., к.и.н., доцент
9. Научно-исследовательская лаборатория моделирования визуальных регулятивов логико-смыслового типа Штейнберг В.Э., д.пед.н., профессор
10. Международный центр продвижения русского языка и литературы им.М.Карима Кудинова Г.Ф., к.филол.н., доцент
11. Научно-образовательная лаборатория патриотического воспитания молодежи и истории казачества Кортунов А.И., к.и.н., доцент
12. Научно-образовательная лаборатория психофизиологии и нейропсихологических исследований Шаяхметова Э.Ш., д.б.н.
13. Научно-образовательная лаборатория проектирования инновационных процессов в образовании Фаттахова Г.Р., к. псих.наук, доцент
14. Образовательно-культурный центр «Института Каюма Насыри» Насипов И.С., д.филол.н., профессор
15. Научно-исследовательский центр Башкирского фольклора Султангареева Р.А., д.филол.н.
16. Научно-исследовательская лаборатория проблем социального развития общества