Дистантное обучение в вузе: веяние времени или необходимость

18 мая 2020

В связи со сложившейся ситуацией преподавателям кафедры педагогики и психологии, а также всего вуза приходится проводить занятия со студентами заочного и очного отделений в электронной образовательной среде на платформе lms.bspu.ru. Обучение проходит согласно составленного расписания и с применением разнообразных дистанционных образовательных технологий. Пришлось быстро перестраиваться, чтобы беспрерывно продолжать обеспечивать образовательный процесс по всем дисциплинам, педагогическим практикам, защите курсовых работ, сдаче экзаменов и зачетов и др. Двухмесячный опыт работы показал, что и студенты, и преподаватели достаточно активно участвуют в этом процессе, находясь отдаленно дома.

Особым контингентом являются студенты заочного отделения, большая часть - практикующие педагоги в разных образовательных организациях (дошкольные, школьные, дополнительного образования детей, средние и высшие профессиональные). Это вызывает особую сложность при организации преподавателем вуза слаженный образовательный процесс. Студенты с утра и до 15.00 -16.00 часов  проводят свои занятия и уроки с обучающимися. Соответственно, для каждого приходится выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, а групповые встречи часто проводятся значительно позже по времени (до 10 часов вечера). Я не пожалела потраченного времени, т.к. это позволило увидеть студента – педагога-практика с разных сторон и в разных качествах, а также познакомить одногруппников с его опытом работы, что способствует на занятиях оживлению полученных прежде теоретических знаний. 

В рамках изучения студентами - заочниками 2 курса магистратуры по направлению «Педагогическое образование» (представители 7 факультетов – ИИПО, ЕГФ, СГФ, ИФОМК, ИП, ФФК, ХГФ) дисциплины «Инновационные процессы в образовании»мы совместно и бурно обсуждали проблемы: дистантное обучение как одно из инновационных направлений в образовании (вызовы и трудности, новые возможности, перспективы внедрения); готовность современного педагога/будущего педагога к использованию дистантного обучения в своей практической деятельности; сохранение эмоционального благополучия субъектов дистантного образования и др.
С целью получения обратной связи со стороны студентов, мною был предложен всем алгоритм отзыва о качестве подготовки контента по дисциплине «Инновационные процессы в образовании», результативности и перспективах её изучения в дистанционном режиме(прилагается). При завершении дисциплины каждый из них представил видео или письменный вариант своего отзыва (примеры прилагаются) со своими предложениями и пожеланиями по совершенствованию учебного процесса, что, безусловно, станет хорошим стимулом в плане дальнейшего совершенствования моей профессиональной деятельности.


Кашапова Ляля Мухаметдиновна,
доктор педагогических наук, профессор
кафедры педагогики и психологии.