Кафедра психологии и психологии была основана в 1968 г. (Приказ ректора БГПИ № 113 от 3 июля 1968г.). Приказом ректора БГПИ  № 5  от 20 мая  1977 г. кафедра была разделена на две самостоятельные кафедры - кафедру педагогики и кафедру  психологии.  Спустя 41 год на базе двух кафедр была  вновь создана  кафедра  педагогики и психологии с 01 июля 2018 г. в соответствии с приказом ректора № 101 от 28 марта 2018 г.

Кафедра имеет свой собственный уникальный путь развития и специфику, исходящую из глубинных целей образования, воспитания, индивидуального развития обучающихся, а также формирования грамотного учителя-профессионала, готового работать в современном образовательном пространстве и имеющего потребность в непрерывном развитии себя как педагога, как личности.

Специфика кафедры педагогики и психологии заключается также в том, что она работает в тесном сотрудничестве с факультетами и институтами, интегрирует свои усилия по профессиональной подготовке педагога с преподавателями предметных кафедр и методистами.

         Создание кафедры было вызвано необходимостью теоретического психолого-педагогического  обоснования и научно-практического обеспечения профессионального образования учителей  и педагогов, а также воспитания и развития личности студентов - бакалавров и магистрантов, специалистов,  аспирантов и докторантов.

Задачей кафедры выступает создание пространства психолого-педагогических практик, которое обеспечит интеграцию со школой, системой дополнительного образования, органами управления образованием, педагогическим  сообществом Республики Башкортостан и России и т.д. для достижения поставленных целей и задач.

Миссия кафедры совпадает с общей миссией БГПУ им. М. Акмуллы и направлена на поднятие статуса и авторитета, создание позитивного имиджа кафедры, развитие ее профессиональных и образовательных услуг, их внедрение на рынке труда, реализацию принципиально новых требований к подготовке педагогических кадров.

В русле основной стратегии развития БГПУ им. М. Акмуллы как инновационной научно-образовательной площадки, обеспечивающей подготовку кадров на уровне национальных и международных стандартов, стратегической целью кафедры выступает  развитие кафедры как психолого-педагогического,  научно-методического центра педагогического  образования университета и РБ.

Для реализации поставленных целей на основе  выделенных  принципов кафедрой решаются следующие задачи:

         - подготовка высококвалифицированных специалистов в области фундаментального, психолого-педагогического и прикладного знания на уровне европейских стандартов в соответствии с интересами общества, личности,  цифровизации и практикоориентированности образования,  требованиями работодателей;

         - повышение качества профессиональной подготовки студентов с учетом требований World Skills по компетенции  Учитель основной и средней школы, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности в соответствии с интересами общества и требованиями работодателей, создание условий для формирования их профессиональных компетенций и трудовых функций;

- проведение научных исследований, способных конкурировать на рынке научной продукции, модернизация научно-исследовательской деятельности ППС кафедры через развитие комплексности и междисциплинарности научных проектов,  участие в конкурсах,  грантах  различных фондов;

         - построение образовательного процесса на основе проектной деятельности,  сочетания традиционного обучения  и современных информационных и коммуникационных технологий в области образования,  разработка научно-методического сопровождения внедрения ФГОС в образовательную среду вуза и школы;

         - укрепление кадрового потенциала кафедры, способного конкурировать на рынке образовательных услуг; развитие сетевого взаимодействия с вузами из других регионов, с образовательными организациями общего и профессионального образования, повышение результативности работы кафедры по показателям мониторинга вузов;

         - совершенствование материально-технической базы и ее рациональное

использование в соответствии с требованиями образовательной, научно-исследовательской и административно-хозяйственной деятельности.

         Качественно иная по содержанию и по форме психолого-педагогическая  подготовка современного педагога определяет важнейшую цель кафедры в сфере образовательной деятельности. Это поиск эффективных способов модернизации образовательного процесса в рамках перехода на парадигму системно-деятельностного и компетентностного подхода ФГОС-3++ ВО, планомерная и систематическая работа по обеспечению качества психолого-педагогической  подготовки будущего учителя.

         Готовность к осуществлению профессиональной деятельности и формированию профессиональной компетенции специалиста-педагога обеспечивается  не только системой научных  знаний, конкретными умениями в сфере профессии, навыками практической деятельности, но и сформированностью  устойчивой потребности в проведении научно-исследовательской работы, направленной на психолого-педагогическое  объяснение педагогических феноменов.

         Исследования, направленные на решение актуальных проблем социально-экономического развития РБ представлены на кафедре следующими направлениями:

- исследования в рамках научной школы «Формирование личности будущего учителя как субъекта профессионально-педагогической деятельности», руководитель проф. Асадуллин Р.М. (Сытина Н.С. , Карунас Е.В., Арасланова А.Т., Набиева Т.В. и др.);

- исследования в рамках научной школы «Дидактический дизайн в профессиональном педагогическом образовании», руководитель проф. Штейнберг В.Э. (Манько Н.Н., Сытина Н.С.);

- исследования в области проблем психологической безопасности, проблемы психологии, психологии личности,  педагогического общения (Фатыхова Р.М., Плеханова Е.А.);

- исследования проблемы мотивации персонала в условиях социальных изменений (Ахтамьянова И.И.);

- исследования в области проблемы развития одаренности детей (Фатыхова Р.М., Кашапова Л.М., Набиева Т.В.);

- исследования по проблеме формирования социальной успешности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Кашапова Л.М. Шафикова А.А.);

- исследование в области проблемы подготовки будущих педагогов к профессиональной вожатской деятельности (Дударенко А.В., Султанова Л.Ф., Нуриханова Н.К.);

- исследования по проблемам мусульманского образования (Аминов Т.М.);

- исследования в рамках деятельности кафедры ЮНЕСКО по проблеме профессиональной подготовки полифункционального педагога сельской школы (Гирфанова Л.П.)

Цель воспитательной работы кафедры – создание гуманитарной воспитывающей среды как системообразующего начала воспитательной деятельности.

Основные направления воспитательной работы кафедры:

- формирование у обучающихся универсальных, общекультурных и социально значимых компетенций;

- духовно-нравственное воспитание и формирование системы базовых ценностей;

-гражданско-патриотическое и правовое воспитание, повышение социального статуса патриотического воспитания студенческой молодежи;

-формирование у студентов установок на создание семьи, воспитание уважения к традиционным семейным ценностям;

-привлечение студентов к культурно-просветительской деятельности,

в социально значимых проектах.

         Основной целью профориентационной деятельности кафедры является помощь факультетам в поиске и привлечении  абитуриентов, ориентированных на профессию педагога, обладающих достаточным интеллектуальным и личностным потенциалом для её освоения,

саморазвития и самореализации в профессии, поиск и привлечение школьников, ориентированных на профессию педагога. 

Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:

- проведение профориентационной работы со школьниками в течение учебного года;

- организация и проведение совместно со студентами в период практик мероприятий по профориентации;

- организация и проведение мастер-классов, открытых лекций, семинаров в образовательных организациях РБ (в том числе и выездных);

         - выступление на августовских совещаниях, совещаниях городского, управления образованием, педагогических советах школ, гимназий и лицеев

с освещением актуальных проблем образования;

         - участие преподавателей кафедры в общественных мероприятиях;

         - совершенствование страницы кафедры на сайте БГПУ им. М. Акмуллы.

Профессиональная и гражданская позиция кафедры: брать ответственность за себя, за обучающихся, за Отечество. Понимать и принимать ценность профессионального саморазвития и дисциплинированности. Понимать сложность социально-экономической ситуации, сложность происходящих в педагогическом образовании перемен, строить образовательную  деятельность с учетом этих перемен.