Магистранты кафедры психологии образования и развития стали участниками дискуссии «Персонализация vs Индивидуализация»

22 мая 2020

Магистранты кафедры психологии образования и развития стали участниками грандиозного интеллектуального события. Впервые для широкой аудитории состоялось открытое заседание закрытого клуба «Норма и деятельность».

Модераторы заседания – И. Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета, и А. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Дискуссия развернулась в проблемном поле «Персонализация vs Индивидуализация».

В заседание приняли участие магистранты программ «Современные психотехнологии» и «Психология управления образовательными процессами и проектами» и руководитель регионального отделения тьюторской ассоциации, доцент кафедры психологии образования и развития Моисеева Н.Н.

Два часа мы были погружены в «интеллектуальный бой титанов». Нам удалось услышать, увидеть, задать вопрос, поспорить с А. Асмоловым (член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека), В. Петровским (профессор НИУ ВШЭ), Д. Леонтьевым (профессор, заведующий лабораторией НИУ ВШЭ), В. Розиным (профессор, ведущий научный сотрудник Института философии Российской Академии наук), Е. Булин-Соколовой (генеральный директор АНО «Центр развития результативного образования»).

Звучали актуальные вопросы, на которые сегодня нет единого ответа: «Насколько субъектен сам учитель?», «Есть вариативное образование, а вариативное воспитание?», «Возможно ли, чтобы человек сегодня реализовал постулат «Я – институт образования»?». Это сложные вопросы, но они удерживали 400 участников два с половиной часа.

Еще звучали очень простые рекомендации от ученых: не читайте плохих учебников (А.Асмолов), углубляйте и расширяйте детские реплики (В.Петровский), существуйте в образовательном поле не только как учащиеся и учителя (В.Розин). Важным для нас было выступление Т. Ковалевой, заведующей лабораторией индивидуализации и непрерывного образования ИНО МГПУ, президента Межрегиональной Тьюторской ассоциации. Можно много рассуждать о тех или иных дефинициях, и Татьяна Михайловна задала норму этой дискуссии: «Предлагаю обсуждать не термины, а педагогические реалии». В конце выступления она подарила романтическую картинку о том, как работает тьютор с индивидуализацией.