ОБ ИТОГАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСОШ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

30 января 2020

5 февраля 2020 г. Министерством образования и науки Республики Башкортостан был организован республиканский вебинар, посвященный подведению итогов регионального этапа ряда предметных олимпиад, в том числе и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

В режиме вебинара выступили заведующий кафедрой русской литературы БГПУ им. М. Акмуллы, председатель жюри регионального этапа ВсОШ Валентина Васильевна Борисова и доцент Юлия Александровна Жукова. Как республиканский координатор  олимпиады она отметила высокий уровень ее организации: жалоб со стороны участников мероприятия, серьезных нарушений, отклонений от программы мероприятия не было зафиксировано ни независимыми общественными наблюдателями, ни сотрудниками Научно-методического центра развития одаренности ГАУ ДПО ИРО РБ, ни представителями МО РБ.

Тем не менее Ю.А. Жукова обратила внимание слушателей вебинара на то, что около 20 % участников регионального этапа олимпиады не смогли подтвердить высоких оценок, полученных ими на муниципальном этапе. Закономерно возникает вопрос: как такое могло случиться? Кроме того, она заметила, что дети, оказавшиеся за бортом регионального этапа ВсОШ из-за низких результатов муниципального, но вошедшие в число его участников благодаря ходатайству МО РБ, стали призерами на уровне региона, что также  наводит на размышление об объективности работы муниципальных комиссий.

По мнению регионального координатора, необходимо озаботиться качеством преподавания самого предмета «Литература» в школе, ведь с заданиями 1-3, которые выявляют уровень теоретико-литературных и историко-литературных знаний школьников и которые можно квалифицировать как задания базового уровня сложности, успешно справилось менее половины участников регионального этапа ВсОШ (см. таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Заданий 1-3 РЭ ВсОШ по литературе:

количество участников с результатом 0 баллов

 

Класс

(кол-во участников)

Задание 1

Задание 2

Задание 3

9 класс (47)

23

17

20

10 класс (57)

21

34

22

11 класс (53)

8

11

6

Итого (157)

52

62

48

 

Таблица 2

Заданий 1-3 РЭ ВсОШ по литературе:

количество участников с максимальным результатом

Класс

(кол-во участников)

Задание 1

(max 3)

Задание 2

(max 3)

Задание 3

(max 4)

9 класс (47)

1

7

0

10 класс (57)

1

0

1

11 класс (53)

14

13

5

Итого (157)

16

20

6

 

Что касается аналитического (целостный анализ художественного текста) и творческого (разработка концепции литературного музея) заданий, то, как считает Ю.А. Жукова, звезд с неба наши дети не хватают, однако и явно провальных работ не было. Или почти нет (см. таблицы 3 и 4).

Таблица 3

Результаты выполнения задания 4 РЭ ВсОШ по литературе: количество участников с минимальным результатом (0-10 баллов)

и максимальным результатом (56-60 баллов)

 

Класс

(кол-во участников)

Задание 4

(min 0-10)

Задание 4

(max 56-60)

9 класс (47)

4

0

10 класс (57)

2

0

11 класс (53)

1

0

Итого (157)

7

0

 

Таблица 4

Результаты выполнения задания 5 РЭ ВсОШ по литературе: количество участников с минимальным результатом (0-5 баллов)

и максимальным результатом (23-25 баллов)

 

Класс

(кол-во участников)

Задание 5

(min 0-5)

Задание 5

(max 23-25)

9 класс (47)

11

0

10 класс (57)

21

2

11 класс (53)

5

1

Итого (157)

36

3

 

Председатель жюри, профессор В.В. Борисова отметила высокую квалификацию экспертов регионального жюри и объективность их работы, а также наличие определенного творческого потенциала у  участников регионального этапа ВсОШ.

Валентина Васильевна обратила внимание аудитории на то, что учитель и ученик – это два сообщающихся сосуда,  отсюда, не только ученику, но и учителю необходимо совершенствовать знания, умения и навыки, чтобы иметь высокие результаты на филологических олимпиадах и конкурсах. Она заверила участников вебинара в том, что кафедра русской литературы БГПУ им. М. Акмуллы готова оказать необходимую научно-методическую поддержку всем заинтересованным лицам, так как давно и успешно реализует программы развития и поддержки филологически одаренных детей и их наставников.

 

Фотографии