«Те, кто пойдет работать в школы, сами должны учиться в самых передовых условиях...» - интервью С.Т.Сагитова "Молодежной газете"

09 июля 2021

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы - один ведущих вузов республики, который готовит учителей-предметников, учителей начальной школы, воспитателей, психологов, тренеров и даже программистов и переводчиков. Большое количество бюджетных мест и приемлемая стоимость коммерческих делают поступление в вуз вполне реальным для многих и дают возможность получить университетское образование высокого уровня. Сейчас в вузе горячая пора - в разгаре приемная кампания.

О том, как она проходит, чем отличается от прошлых лет, что изменилось в вузе за последние годы и каких он ждет студентов, ректор университета Салават Сагитов рассказал в интервью "Молодежной газете".

Салават Сагитов: «Те, кто пойдет работать в школы, сами должны учиться в самых передовых условиях...»

- Сейчас многие критикуют ЕГЭ, считая эту систему оценки знаний несовершенной, но ее неоспоримым достоинством является возможность для каждого выпускника из любой точки страны подать документы в любой вуз. Наше общество консервативное, и во времена, когда такой возможности не было, многие родители из отдаленных районов не отпускали своих детей в Уфу, Москву, другие города, чтобы попытаться поступить в институт или университет. Сейчас можно подать документы на поступление не выходя из дома, и потом мониторить свои шансы стать студентом в личном он-лайн кабинете на сайте вуза. Сегодня можно подать документы в пять вузов на пять направлений обучения. Не скажу, что это очень хорошо для вузов, но для абитуриентов – это прекрасный шанс до самого конца участвовать в конкурентной борьбе, оценивать свои возможности и выбрать в конечном итоге самый подходящий вариант.

На данный момент есть 4 способа подачи документов в вуз. Первый - прийти в вуз и лично подать документы в приемную комиссию, второй - отправить почтой России, третий, наиболее распространенный - подать документы в электронном виде на электронной площадке вуза, и четвёртый, который начал развиваться в прошлом году, - с помощью суперсервиса «Поступи в вуз онлайн». Любой абитуриент может воспользоваться каждым из них.

- Салават Талгатович, стремительно меняющиеся реалии нашей жизни ставят перед высшей школой новые, с каждым днем все более сложные, задачи. Сегодняшним студентам нужны актуальные знания, перспективы…

- Наверное, каждый вуз старается отвечать на вызовы времени. И мы тоже не стоим на месте, развиваемся… Но специфика нашего образования такова, что оно прикладное, мы на 90% работаем исключительно на социально-экономическую сферу Республики Башкортостан. Наши выпускники идут работать в школы, детские сады, другие образовательные учреждения. 75% из них работают по специальностям, которые получили здесь. Это весомый показатель, который о многом говорит.

В Башкирии, как и в России в целом, ощущается острый дефицит учителей. Поэтому делается все, чтобы оживить интерес детей к педагогической профессии. В последнем послании Президента страны Владимира Путина Федеральному Собранию поддержка педагогических вузов была выделена «отдельной строкой», в том числе и в финансовом плане. В ближайшие два года Правительство РФ намерено направить педагогическим вузам 10 млрд руб.

Стоит отметить, что педвузы по нескольким интегральным показателям были разделены на три категории. Только пять из них вошли в первую категорию. В числе лучших, наряду с московскими, санкт-петербургскими, новосибирскими - наш университет! И это – доказательство признания качества нашего образования. Университету будет выделено 185 миллионов на инфраструктурное развитие. И, я надеюсь, придя к нам, скажем, через полгода, вы многое не узнаете. Эти средства мы планируем направить на ремонт, покупку оборудования, создание педагогического технопарка. Мы сделаем еще один большой шаг вперёд и станем ещё более конкурентоспособными. Те, кто пойдет работать с детьми, сами должны учиться в самых современных условия, овладевать самым передовым опытом…

- С этим нельзя не согласиться. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности чрезвычайно важно, однако новые возможности студентам открываются не только благодаря этому…

- В нашем вузе, как я уже говорил, большая часть студентов, две трети, обучается по специальностям педагогического профиля. Но мы вышли из рамок только педагогики. БГПУ - единственный в стране педагогический вуз, в котором есть направление «генетика». У нас можно изучать нанотехнологии. В прошлом году Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» объявил открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории». Вузы-победителей этого проекта НИУ ВШЭ рассматривает как партнеров в исследовательской и образовательной сферах, как участников внутрироссийских научных коллабораций. БГПУ, в числе 14 вузов страны, вошел в число лучших, причем именно по нанотехнологии. Это еще признание наших ученых-физиков как очень серьезных специалистов.

Стоит напомнить, что одна из самых рейтинговых, одна из самых сложных для поступления специальностей - это «перевод и переводоведение». Она есть в нашем вузе. Чтобы поступить туда, за три экзамена надо заработать около 270 баллов.

БГПУ является опорным вузом России по продвижению русского языка в страны ШОС. Заявки на получение статуса подали более 90 учебных заведений, но его обладателями стали только пять, в числе которых наш университет. В России есть традиция учить русскому языку нерусских. Наш университет занимается продвижением русского языка в тюркоязычных странах и странах ШОС, разработкой методического сопровождения образовательных программ за рубежом, пропагандой истории России, ее культуры не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Правительством страны принято решение строить русские школы в Таджикистане и Кыргызстане. Мы будем готовить аналитические, методологические материалы, специалистов для работы в этих школах.

В нашей республике ощущается нехватка воспитателей детских садов и учителей начальных классов, которые говорят на башкирском языке. В этом году для таких специалистов мы открываем новое направление и ждём на него абитуриентов. Эти студенты «на выходе» будут фактически иметь две специальности - преподаватель башкирского языка и педагог начальных классов или воспитатель детского сада. В Башкирии 40% населения проживает в сельской местности, и там детей не так много, поэтому важно, чтобы педагог был грамотными и мог преподавать несколько предметов. Два диплома делают наших выпускников более конкурентоспособными на рынке труда.

Ещё одна интересная специальность, которую мы открываем в этом году - это «прикладная информатика в здравоохранении». Здравоохранение сегодня высокотехнологичная отрасль, которой нужны специалисты по работе с оборудованием, которых не хватает. И эта одна из очень перспективных специальностей. Далеко не каждый айтишник, который приходит в больницу, знает, что делать с этим оборудованием, для этого нужны специальные знания. Эти специалисты однозначно найдут себе работу!

Вообще направление «информатика» в нашем университете очень неплохое, и средний балл на эти специальности у нас не ниже, чем в технических вузах. Мы заняли в этом направлении свою нишу, заключив соглашения о сотрудничестве с крупными банками. То есть студенты изучают не только информатику, но и прикладную информатику в банковском деле. А это конкретная специализация, и это большой плюс!

У нас есть серьезные наработки в области экологии. Мы закупили оборудование, и после прохождения аттестации нашей экологической лаборатории мы будем проводить серьезные исследования воздуха, воды, почвы…

В магистратуре в этом году запускаем новое направление – «Управление в социально-культурной сфере». Я и сам буду одним из преподавателей, все-таки в этой сфере работаю 20 лет и мне есть что сказать. Мы будем приглашать действующих чиновников, управленцев, которые будут делиться личным практическим опытом управления. В моем понимании чиновник это вовсе не тот, кто занимается бюрократизмом. Среди чиновников очень много профессиональных и грамотных людей! Уверяю вас! В моём понимании это человек с системными знаниями в области организации труда, управления производственным процессом.

- В некоторых вузах страны доля платного набора увеличивается. Однако для многих абитуриентов учиться «на бюджете» – единственная возможность получить высшее образование…

- Еще в 2018 году у нас было 583 места на бюджет. В этом году бюджетных мест 725. Рост составил 250 человек - это почти 40% к тому, что было. Еще примерно столько же коммерческих мест, стоимость обучения на которых варьируется от 110 до 130 тысяч в год. Это очный бакалавриат. А еще есть магистратура, и заочная форма обучения. В обще сложности ждем на бюджет 1700 абитуриентов. Кроме этого у нас еще есть педколледж, в котором учатся 1800 человек. Это один из крупнейших колледжей региона. Цифры впечатляют, и мы будем их наращивать!

- Вузы непросто перешли на дистанционное обучение. Ректор МГУ сказал о вузе в эпоху пандемии «не фронт, но ситуация тоже тяжелая…». БГПУ, по вашему мнению, справился с переходом на онлайн обучение?

- Мы пережили его достаточно безболезненно, поскольку у нас есть опыт. В последние 5-6 лет мы практиковали дистанционное обучение для заочников, и эти наработки позволили нам без особых трудностей и сбоев организовать учебный процесс. В каких-то учебных заведениях преподавали в Зуме, а после таких занятий никаких «следов» уроков не остается…И вообще трудно доподлинно сказать, какого качества был урок и был ли вообще. У нас внедрена своя система, в которой каждый урок записывается и его можно в любой момент пересмотреть через личный кабинет студента.

- Салават Талгатович, в университетской жизни есть понятие стажировки, в том числе зарубежной. В БГПУ они практикуются?

- Наш вуз в этом смысле особенный. Системы образования в разных странах настолько разные, что опыт одной страны может быть неприменим к другой. Взять, скажем, Финляндию, школьное образование которой активно обсуждалось и его ставили в пример как очень эффективное. В школе нет парт, учебников, у учеников нет никаких стремлений к достижению результатов… Этот подход произвел ажиотаж во всем мире. Но, как показала практика, был временный эффект. Показатели детей, которые обучались по этой системе, стали падать. Я вовсе не хочу говорить о том, плохая эта систем или хорошая, просто в разных странах мира системы образования могут отличаться радикально и о каком-то транслировании опыта одной страны на другую говорить сложно. Но это не означает, что вузы разных стран не могут сотрудничать в определенных областях.

БГПУ - единственный вуз в Башкирии, который входит в консорциум университетов Шанхайской организации сотрудничества, и наши студенты ездят на стажировки по педагогике и экологии в Казахстан, Китай и Индию и другие страны. А студенты этих стран - к нам.

Много студенческих обменов у нас по линии филологии и генетики. Есть определённые связи с Южной Кореей, но пандемия, к сожалению, не даёт им возможности развиваться.

На сегодняшний день у нас обучается 460 иностранных студентов. В этом смысле перед нами стоят мультикультурные, глобальные задачи - нести наше образование, наши ценности в мир.

Как вы относитесь к рейтингам вузов? Насколько они объективны и стоит ли на них ориентироваться абитуриентам?

- Надо понимать, что рейтинг рейтингу рознь. Да, есть серьезные, интегральные, значимые рейтинги с государственным подходом. А есть и такие: «я придумал рейтинг, и я в нем первый и единственный». Поэтому надо вникать в принципы отбора вузов, учитывая их специфику. Например, творческие вузы, которые занимаются «тонкими материями», душой человека, могут не попасть какой-то важный научный рейтинг. Но вовсе это не значит, что они плохие. Часто вузы выходят в лидеры только благодаря одному из своих многочисленных направлений, в котором есть прекрасные научные школы, работают известные ученые, но это не означает, все остальные направления находятся на таком же высоком уровне. Достижение по одному из направлений позиционируется как достижение вуза в целом. Поэтому студентам надо просто уточнять не только в каком рейтинге участвует учебное заведение, но и по какому показателю оно туда попало, чтобы понимать для себя истинную картину. Лично я к каким-то оценкам со стороны отношусь очень спокойно. Мне важнее быть уверенным в том, что дело, которым я занимаюсь, развивается и выглядит достойно.

- Несколько лет назад широко обсуждалась история с учителями математики, которые показали низкие результаты тестирования по своему предмету. Уровень квалификации школьных учителей-предметников зачастую оставляет желать лучшего…

- В защиту учителей хочу сказать, что тогда один и тот же тест писали и учителя математики и учителя информатики. Первая половина вопросов была по одному предмету, вторая – по другому. Это не совсем правильный подход. Понятно, что не каждый математик хорошо ориентируется в информатике, и наоборот. Все-таки это разные предметы.

Каждый преподаватель раз в три года должен пройти курсы повышения квалификации. Таковы правила. Но по большей части это обучение формально и неэффективно, поскольку одному педагогу может не хватать углубленных знаний по предмету, другому методики… Наш вуз получил госзадание Министерства просвещения России разработать платформу по ликвидации профдефицитов учителей. Может быть, на это уйдет несколько лет, но мы внесем свой вклад в решение этой проблемы.

- Вам, как ректору вуза, наверное, часто задают этот вопрос, меняются ли год от года абитуриенты? Наверняка вам нередко приходится сталкиваться с мнением, что они якобы стали глупее, чем их сверстники 10‑20 лет назад, и чаще всего объясняется это тем, что в последние пару лет обучения в школе они не столько учатся, сколько натаскиваются на ЕГЭ. Согласны ли вы с такой постановкой проблемы? Какие они, сегодняшние студенты?

- Конечно, студенты поменялись. Сегодняшний студент – продукт нашего времени, реалий нашей жизни, нашего общества… Во все времена говорили: «Раньше было лучше и деревья были зеленее…». Мне кажется, что у нас все студенты замечательные, все индивидуальности, у кого-то лучше получается одно, у кого-то другое. И если кто-то говорит, что сегодняшняя молодежь не та, я отвечаю: «Давайте будем делать что-нибудь, чтобы она стала лучше!». И в своем вузе мы это делаем! Хотя молодежь у нас хорошая.

- Много говорят о том, через 10 лет некоторые профессии, по которым идет подготовка в вузах сегодня, исчезнут…

- Учитель будет всегда! Он был, есть и будет. И важность живого общения учителя и ученика как нельзя лучше подтвердила пандемия. Через экраны мониторов можно передавать терабайты информации, но душу, сердце и тепло учителя через монитор не передашь…

Просто нужно, чтобы учитель не был архаичным, чтобы владел цифровыми технологиями, умел управлять проектами. В этом и состоит наша задача и самого учителя в том числе. Еще совсем недавно одного образования хватало на всю жизнь. А сейчас мир настолько стремительно меняется, что нужно учиться постоянно. И учитель должен это делать, он должен совершенствоваться.

- Как вы думаете, каким будет начало нового учебного года?

- Если большинство вакцинируется, то я надеюсь, что оно будет очным! Вакцинация позволит нам начать учебу в нашем традиционном формате. Я знаю, что большинство преподавателей и студентов двумя руками «за» очное обучение, но сейчас это зависит только от нас самих.

- Что бы вы пожелали тем, кто стоит перед выбором профессии сегодня, кто выбирает направление учебы, ищет свой вуз?

- Профессию надо выбирать по зову души! Нужно понять свое призвание. И если абитуриенты выберут наш университет, могу гарантировать, что они не разочаруются!


"Молодежная газета"