Профессор В.В. Борисова приняла участие в Съездах педагогов-словесников

15 ноября 2019

             С 5 по 7 ноября 2019 г. зав. кафедрой русской литературы, проф. В.В. Борисова принимала участие в работе Всероссийского съезда учителей и преподавателей русского языка и литературы и II Съезда Общества русской словесности, которые  проходили в Ломоносовском корпусе МГУ. Открывали Съезды ректор МГУ В.А. Садовничий и Патриарх Кирилл, который, в частности, предложил ввести в школьное и вузовское образование интегрированную, культуроцентричную образовательную программу. На пленарных заседаниях  выступили министр науки и высшего образования РФ М.М. Котюков, министр просвещения РФ О.Ю. Васильева, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов, которые рассказали об обновлении структуры и содержания образовательных программ на основе новых ФГОС, о новых программах повышения квалификации учителей и преподавателей вузов, об учебниках нового поколения по русскому языку и литературе и других изменениях в системе высшего и среднего образования.

             Также состоялись встречи с председателями федеральных предметных комиссий по разработке КИМ ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе И.П. Цыбулько и С.А. Зининым, на которых обсуждались результаты проведения ВПР, итогового сочинения и итогового устного собеседования, ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также перспективы совершенствования экзаменационных моделей и оценочных процедур.

             На секционных заседаниях были подняты актуальные проблемы значимости русской словесности в системе гуманитарных знаний, роли педагога-словесника в современном обществе. В центре внимания оказались и современные подходы  и технологии преподавания словесности, включая использование цифровых ресурсов в школе и вузе (это аудивизуальные занятия, интермедиальные уроки и лекции, креолизованные тексты и т.п.). Полезный опыт их реализации представили многие участники Съезда. Было подчеркнуто, что деятельность преподавателя-филолога  выходит на новый технологический уровень. Современный урок, современная лекция по русской словесности, не утрачивая приоритетности живого слова, должны иметь цифровую основу, опираться на конвергентную технологию, позволяющую использовать когнитивные механизмы по перекодированию  учебной  информации в вербально-логические, графические и другие мультимедийные формы. В качестве одного из решений проблемы цифровизации филологического образования Съезд предложил создание федеральной экспериментальной площадки «Педагог-словесник».

          Большой интерес вызвали доклады, посвященные формированию навыков функционального, смыслового чтения, вопросам читательской культуры и грамотности, утверждения обязательного списка литературных произведений, подготовки учителей на многопрофильной основе для сельских школ, обучения русскому языку как родному и др. Полезные дискуссии состоялись за  круглыми столами, в особенности на тему «Современная русская литература в школе и вузе».

        И, конечно, чрезвычайно интересными были встречи с известными писателями, видными учеными-филологами МГУ, посещения московских литературных музеев, предусмотренные в рамках культурной программы.

Фотографии
Прикрепленные файлы