Доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Альберт Шаисламов принял участие в IV Национальном форуме преподавателей истории

17 октября 2025

10-11 октября 2025 г. в Тюменском государственном университете прошёл IV Национальный форум преподавателей истории. Организаторами мероприятия выступили Министерство науки и высшего образования РФ, Российское историческое общество, Российский государственный гуманитарный университет и Тюменский государственный университет. В работе IV Национального форума принял участие доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Альберт Шаисламов

Приветствия участникам и организаторам форума направили глава Минобрнауки России Валерий Фальков и председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Наша ключевая задача на сегодня – повысить историческую грамотность выпускников отечественных вузов. Для этого мы должны обеспечить преемственность между школьной и вузовской программой, согласовать смысловые акценты и исключить противоречия, а также адаптировать преподавание для иностранных студентов, которые не изучали историю России. С учетом этих факторов на форуме мы проанализируем реализацию новой образовательной программы и нового учебника, чтобы сформулировать ответ на актуальные вызовы», – обозначил цели форума заместитель Министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский.

В рамках форума состоялась работа следующих секций: «Вопросы совершенствования исторического образования в высшей школе», «Этические и образовательные стороны использования ИИ в учебном процессе», «Бесшовное историческое образование: лучшие практики», «Подготовка научных кадров высшей квалификации и деятельность диссертационных советов по историческим специальностям».

В рамках расширенного заседания Экспертного совета  приняли участие сопредседатель Российского исторического общества, замглавы Минобрнауки России Константин Могилевский, председатель Правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Руслан Гагкуев, руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Елена Малышева, проректор Президентской академии Андрей Полосин и др.

Определенный интерес вызвали дискуссии, затрагивающие актуальные вопросы развитие высшего исторического образования.

Одним из вопросов стало обсуждение Программы исторического минимума для обучающихся на неисторических специальностях. В своём выступлении директор Института истории и международных отношений Южного федерального университета, председатель Совета отделения РИО в Ростовской области Мария Пономарёва ключевые моменты, которые должны быть учтены при составлении исторического минимума знаний студентов на неисторических специальностях, включая разницу минимумов для российских и иностранных студентов. Мария Пономарёва также подчеркнула о необходимости выделить период Великой Отечественной войны в отдельную тему в рамках краткого минимума, так как это событие является базовым для исторической идентификации в нашей стране.

Участники форума подвели промежуточные итоги применения Базового учебно-методического комплекса и учебника «История России» под редакцией Юрия Петрова в образовательном процессе вузов в 2024-25 учебном году.

Исполняющий обязанности ректора Омского государственного университета, председатель Совета отделения РИО в Омской области Иван Кротт подчеркнул, что с приближающимся окончанием адаптационного периода введения дисциплины назревает необходимость внедрения регионального компонента в образовательную программу курса, и возможно, это стоит сделать за счёт увеличения количества учебных часов.

Особое внимание было уделено практическому опыту соотнесения курсов «История России» и «Основы российской государственности». Большую роль в развитии образовательного процесса играет систематизация всего социально-гуманитарного знания. Этой теме была посвящена вторая часть обсуждений: преподаванию курсов «История России» и «Основы российской государственности».

Другим острым вопросом обсуждений на Форуме стало использование ИИ в учебном процессе. Так, директор Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ Владимир Костомаров отметил, что необходимо разработать единые стандарты использования ИИ в образовании. Необходимо определить чёткие рамки применения искусственного интеллекта в обучении и перестроить образовательные программы.

Большую дискуссию вызвал также вопрос использования антиплагиата, поскольку существующие системы несовершенны, и нужна выработка правил их использования.

Важной частью форума стала работа Молодёжной секции, где молодые исследователи представили проекты по борьбе с фальсификацией истории и развитию научных коммуникаций.

Итоговым событием стало заседание Экспертного совета по развитию исторического образования, на котором были подведены итоги форума и определены приоритеты дальнейшей работы по совершенствованию программ и технологий преподавания истории в российских вузах.

 

 

Фотографии