КРУГЛЫЙ СТОЛ О ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РФ

25 октября 2021

22 октября 2021 года зав. кафедрой ТЯЛ И.С. Насипов и доцент кафедры Н.У. Халиуллина, а так же доценты Р.Р. Гареева и А.Г. Халиуллина  (в дистанционном формате) приняли участие в межрегиональном научно-методическом семинаре «Перспективы и проблемы полилингвального и поликультурного образования в РФ». Он был организован Акмуллинским университетом в рамках реализации научно-исследовательского проекта Минпросвещения России «Сравнительный анализ практик внедрения полилингвальной модели поликультурного образования (на примере Республик Башкортостан, Татарстан, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия) и др.)».

В рамках выполнения госзадания Министерства просвещения РФ в течение 2021 года специалисты университета посетили разные регионы страны, где ведется полилингвальное образование, изучали существующие формы и методы организации работы в полилингвальных школах, встречались с учителями и школьниками. В этом году было проведено пилотажное исследование, в котором участвовали 26 школ и более 1000 школьников. Члены кафедры татарского языка и литературы, И.С. Насипов, Н.У. Халиуллина, Р.Р. Гареева и А.Г. Халиуллина, как участники проекта, выполняли исследования по Республике Татарстан, Республика Чувашия, Республика Башкортостан и Республике Саха (Якутия), выезжали в эти регионы.

В рамках круглого стола обсуждались основные тенденции развития полилингвального и поликультурного образования, вопросы ресурсного обеспечения и учебно-методического сопровождения полилингвального образования, прошел обмен опытом реализации моделей полилингвального образования в субъектах РФ. На площадке Акмуллинского университета в очном и дистанционном формате встретились ученые и педагоги из Башкортостана, Москвы, Чувашии, Северной Осетии, Татарстана, Якутии, Кабардино-Балкарии, Чечни.

Участников межрегионального научно-методического семинара приветствовали ректор БГПУ им. М. Акмуллы Салават Сагитов, первый заместитель министра образования и науки Башкортостана Ильдар Мавлетбердин и ректор Чеченского государственного педагогического университета Исмаил Байханов.

Приветствуя участников научно-методического семинара, ректор Башгоспедуниверситета им. М. Акмуллы Салават Сагитов обозначил основные направления проводимых исследований и поблагодарил коллег из вузов и органов управления образованием регионов за помощь и поддержку в реализации исследовательского проекта.

Необходимость внедрения полилингвального образования продиктована активными интеграционными процессами в культурной, социальной, экономической и политической областях мирового сообщества и, прежде всего, в многонациональном российском социуме. Полилингвальность открывает более широкий доступ к информационным и коммуникативным каналам, способствует многостороннему развитию личности в мультикультурном обществе и восприятия реальности через призму различных языков. Развитие полилингвального образования требует всестороннего изучения, обобщения и систематизации положительного педагогического опыта регионов, разработки специальных подходов к его реализации.

В числе модераторов круглого стола были Тихомирова Татьяна Николаевна, д.псих.н., член-корр. РАО, заместитель директора по научно-организацционному развитию Психологического института психологии РАО (г.Москва), Шамсутдинов Айдар Ильдарович директор полилингвального комплекса «Адымнар» (г. Казань), Михайленко Ольга Ивановна, к.псих.н., доктор акмеологии, директор института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского университета им. Х.М.Бербекова (г. Нальчик), Киреева Зарима Ринатовна, к.пед.н., доцент БГПУ им. М.Акмуллы (г.Уфа), Павлов Ньюргун Михайлович, директор Института развития образования и повышения квалификации Республики Саха (Якутия) (г.Якутск).

По результатам выступления участников семинара и обсуждения докладов было отмечено, что существующие практики внедрения полилингвальной модели поликультурного образования в средних образовательных организациях успешны, а наибольшая эффективность достигается в школах полного дня, предоставляющих более широкие возможности для организации внеурочной деятельности и создания среды для дополнительного языкового и поликультурного образования.

Принято решение разработать дорожную карту по продвижению русского и родных языков в полилингвальных школах, модель организации олимпиадного движения для их учащихся, а также создать методические рекомендации по внедрению полилингвальной модели поликультурного образования и программы повышения квалификации для педагогических работников полилингвальных школ и дошкольных образовательных организаций.

Участники семинара отметили необходимость разработки научного и учебно-методического сопровождения образовательного процесса в полилингвальных учреждениях, например, разработки УМК по филологическим дисциплинам для таких школ.

Также было решено обратить внимание региональных министерств образования на заказ у педагогических вузов подготовки бакалавров для полилингвальных школ и рассмотреть перспективы создания образовательного портала «Полилингвальное образование в поликультурном пространстве РФ» для информационно-методической поддержки учителей.

Доцент кафедры Н.У. Халиуллина

Фотографии

Структура