В БГПУ имени Акмуллы продолжается работа над методиками адаптации детей с миграционной историей

27 октября 2023

Акмуллинский университет посетила заместитель директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Анна Тимофеева. Представитель Минпроса встретилась с ректором университета Салаватом Сагитовым и авторскими коллективами научно-исследовательских работ, выполненных в рамках госзаданий.

Коллектив авторов под руководством Владислава Бенина, заведующего кафедрой, профессора, доктора педагогических наук, представил работу, посвященную актуальной проблеме, – языковой и культурной адаптации детей мигрантов, получающих общее и среднее образование.

По официальной статистике, сегодня в России насчитывается 202 тысячи таких детей, их называют «дети с миграционной историей». Их семьи уже получили российское гражданство или имеют двойное гражданство. Но при этом остаются недостаточно интегрированными в российскую среду, плохо владеют русским языком, говорят на родных языках в домашнем и земляческом общении. От 50% до 75% таких учеников плохо знают русский язык или не знают совсем, что мешает им получить полноценное среднее образование.

Авторы разработки представили результаты: подготовлен комплект примерных оценочных материалов для проверки социально-культурной, языковой и психологической адаптации элементарного, базового и продвинутого уровней.

Разработана и начала функционировать программа повышения квалификации «Система оценки языковой и социально-культурной адаптации иностранных обучающихся в российских школах».

На данный момент двумя потоками на программе обучается 202 человека.

До конца 2023 года программу освоят еще 1000 учителей. В 2024 г. по данной программе планируется провести обучение педагогов Дальневосточного, Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов.

В 2025 г. по данной программе планируется провести обучение педагогов Центрального, Южного, Северо-Западного и Северо-Кавказского федеральных округов. Материалы разрабатываются на примере опыта Республики Башкортостан, учитывают региональный компонент, который необходимо менять при применении в других регионах. Программа рассчитана на 72 часа.

«Ваши разработки уже активно используются в работе в других регионах страны. Но наша совместная работа не ограничивается этим годом, она продолжится и в следующем году, и далее, мы будем совершенствовать диагностические материалы», - отметила Анна Тимофеева.

В Министерстве просвещения планируют создать школьные программы по изучению русского языка в качестве иностранного, а также специальные курсы для подготовки учителей, которые работают с детьми-иностранцами и детьми, недавно ставшими гражданами РФ.

«Число мигрантов уменьшаться не будет, поэтому стоит задуматься, чтобы уже сейчас начать разрабатывать модуль для обучения студентов работе с детьми-инофонами. Студенты должны понимать, как работать не только с детьми, но и с их родителями. И это касается не только учителей русского языка, но и педагогов-предметников. У вас есть большой опыт и наработки, теперь нужно дать в руки инструментарий школам», - подчеркнула Анна Александровна.

Гузель Калимуллина, к.п.н, доцент, директор Института непрерывного профессионального образования «Вектор развития» презентовала платформу профессиональных дефицитов учителей «Единое   образовательное    пространство   развития профессиональных   компетенций   педагога». Несколько регионов прошли апробацию: Башкортостан, Брянская область, Красноярский край, ЛНР, ДНР, Северная Осетия – Алания, почти 14000 педагогов. Единый фонд оценочных материалов для оценки уровня сформированности компетенций студентов на основе «Ядра ВПО».

Гузель Шабаева, и.о.заведующего кафедрой дошкольной педагогики и психологии, рассказала о диагностических инструментариях речевого развития детей дошкольного возраста в полилингвальной среде.

Также Анна Тимофеева побывала в локациях Технопарка универсальных педагогических компетенций.

 

Фотографии