Всероссийский научно-методический семинар «Формирование естественно-научной грамотности в контексте STEM-подхода: стратегии подготовки школьников к вызовам будущего»

23 ноября 2025

В Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы состоялся Всероссийский научно-методический семинар «Формирование естественно-научной грамотности в контексте STEM-подхода: стратегии подготовки школьников к вызовам будущего». Мероприятие прошло 22 ноября 2025 года в рамках Национального педагогического форума и объединило ведущих экспертов в области естественно-научного образования, педагогов-практиков и студентов.

На пленарном заседании семинара была представлена комплексная модель интеграции STEM-подхода в современное образование. Модератор семинара Люция Вансеттовна Вахидова, доцент кафедры профессионального и социального образования, подчеркнула актуальность развития естественно-научной грамотности как основы для подготовки школьников к решению глобальных вызовов современности.

Кандидат технических наук Лидия Ильясовна Васильева в своем докладе представила междисциплинарную модель обучения на основе принципов STEAM-технологий, показав практические примеры интеграции естественных наук с творческими дисциплинами. Особый интерес участников в ее выступлении вызвала организация хакатонов и идеатонов, а также раскрыла особенности их проведения.

Цифровым технологиям в образовании было уделено особое внимание. Кандидат педагогических наук Николай Федорович Косарев продемонстрировал дидактические возможности цифровых лабораторий на занятиях по физике и систему формирования исследовательских умений школьников с использованием современного оборудования.

Учитель математики Анастасия Полаошева поделилась опытом использования 3D-моделирования на уроках математики для развития инженерных компетенций старшеклассников, а также практический аспект реализации обновленных ФГОС в модели интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Особую значимость приобрело выступление студента Алмира Давлетова под научным руководством кандидата педагогических наук Л.Р. Саитовой, представившего исследование перехода от знаний к компетенциям в рамках STEM-образования.

Особый интерес участников вызвали выступления, посвященные современным подходам в профориентации и дополнительном образовании. Кандидат педагогических наук Люция Вахидова представила концепцию «квантового скачка» в профориентации, предполагающую переход к иммерсивным технологиям погружения в профессии будущего. В рамках этого подхода были рассмотрены технологии профессиональных симуляций, 48-часовые проектные погружения для решения реальных кейсов от промышленных предприятий, а также использование VR/AR для создания цифровых двойников профессий.

Директор центра «Альтаир» Ильнур Максютов представил уникальную модель сетевого взаимодействия «школа-вуз» на примере естественнонаучных дисциплин. Особое внимание было уделено совместным исследовательским проектам по экологическому мониторингу, виртуальным лабораторным работам по химии с удаленным доступом к оборудованию университета, а также системе наставничества с привлечением студентов старших курсов.

Директор центра «Росток» Людмила Погорелец поделилась опытом трансформации учреждения дополнительного образования в инновационную площадку. Были представлены многоуровневая система проектной деятельности, модульные программы с индивидуальными образовательными траекториями и инновационная инфраструктура, включающая лаборатории робототехники, биотехнологий и 3D-моделирования.

Педагог высшей категории Ильнара Ганиева подробно осветила методику интеграции инженерного творчества и беспилотных авиационных систем в образовательный процесс. Участникам семинара были продемонстрированы практические наработки в области программирования БАС для экологического мониторинга и исследования городской среды.

Кандидат биологических наук Эльза Халитова представила модель «Школы юного биолога» как эффективной альтернативы традиционному преподаванию биологии в дополнительном образовании. Особое внимание было уделено работе школьников на профессиональном оборудовании и проведению реальных экспериментов в области молекулярной биологии и генетики.

Учитель биологии Ляйсан Алибаева поделилась успешным опытом формирования естественно-научной грамотности через участие в конкурсах и олимпиадах. Была представлена эффективная система подготовки учащихся, включающая многоуровневый отбор, интеграцию урочной и внеурочной деятельности, а также тьюторское сопровождение одаренных детей.

Важнейшим итогом семинара стало подведение результатов выполнения государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Формирование кластера естественно-научного образования как основа инженерного образования в педагогических вузах» на 2025 год. В рамках реализации государственного задания были достигнуты значительные результаты:

Создана и успешно апробирована инновационная модель кластерного взаимодействия педагогических вузов с организациями общего и дополнительного образования. Разработаны и внедрены в образовательный процесс сквозные программы естественно-научной и инженерной подготовки, обеспечивающие преемственность на всех уровнях образования. Сформирован комплекс методических материалов и рекомендаций по интеграции STEM-подхода в образовательные программы педагогических вузов.

Участники семинара единогласно отметили, что реализация государственного задания позволила создать прочную основу для формирования новой генерации педагогов, способных эффективно готовить школьников к вызовам современного технологического развития. Представленные на семинаре практики и методики демонстрируют готовность системы образования к реализации стратегических задач в области естественно-научного и инженерного образования.

По итогам работы семинара были выработаны рекомендации по дальнейшему развитию естественно-научной грамотности через интеграцию STEM-подхода в образовательный процесс. Участники подтвердили необходимость продолжения системной работы по внедрению современных педагогических технологий и укреплению связи между школами и вузами для подготовки нового поколения к вызовам будущего.

Фотографии

Структура

Кафедра профессионального и социального образования
Кафедра профессионального и социального образования +7 (347) 2469893, 2469950 kafedrapso@bspu.ru г.Уфа,Чернышевского, 25а, Учебный корпус №5, каб.№306
Кафедра музыкального и хореографического образования
Кафедра музыкального и хореографического образования +7 (347) 246-06-82 внутренний 457 tanapolia@bk.ru г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, д. 7 / Учебный корпус № 7
Кафедра теорий и методик начального образования
Кафедра теорий и методик начального образования +7 (347) 246-24-72 kaf_timno@bspu.ru г.Уфа, ул. Чернышевского 25а, каб. 411
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Кафедра дошкольной педагогики и психологии +7 (347) 246-20-21 kafedradp@bspu.ru г.Уфа, ул. Чернышевского 25-а, каб. 313
Кафедра специальной педагогики и психологии
Кафедра специальной педагогики и психологии +7 (347) 246-20-37 kafedra-spip@bspu.ru г.Уфа, ул. Чернышевского 25а, каб. 308
Кафедра педагогики
Кафедра педагогики +7 (347) 246-92-26 pedkaf@bspu.ru г.Уфа, ул. Чернышевского 25а