БГПУ им.Акмуллы получил госзадание на научные исследования по трем педагогическим направлениям

16 июля 2021

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы получил подтверждение статуса  научной площадки Министерства образования и науки РФ. Университету согласовано выполнение государственного задания на научные исследования по трем направлениям.

Один проект посвящен разработке региональной модели управления качеством педагогического образования на основе выявления профессиональных дефицитов и построения индивидуальных образовательных траек­торий педагогов. В процессе преобразования современной экономики, производства и образовательно-профессиональной сферы общества ключевые позиции отводятся модернизации системы образования. Актуальность работы по проекту обусловлена потребностью общества в педагогических работниках с высоким уровнем профессиональных компетенций. При этом в теории и практике недостаточно полно определены модели и механизмы устойчивого профессионального развития педагогических работников (в том числе будущих). В настоящее время в виду усложнения профессиональной деятельности педагога необходимо его постоянное самообразование, т.е. принцип «образование через всю жизнь» или на основе принципа непрерывности. Это предполагает разработку диагностического инструментария, направленного на выявление актуальных профессиональных дефицитов и проектирование на их основе индивидуальных образовательных маршрутов.

Проект по применению современных цифровых и интернет технологий на примере сельских и малокомплектных школ позволит обобщить существующий положительный опыт, разработать методические рекомендации по внедрению и распространить его на школы всей России.

Цифровая трансформация образования – это результат неизбежного перехода аналоговой среды в цифровую, определенный развитием технологий и теми социально-экономическими условиями, с которыми столкнулось наше общество в период пандемии. Разрыв между стремительным изменением цифровых и интернет технологий в мире и их применением в системе образования особенно ярко проявляется в сельских и малокомплектных школах. Данная ситуация требует определенных корректировок и исправлений с учетом уже сложившегося богатого опыта использования цифровых и интернет технологий.

В результате реализации проекта будут разработаны программы повышения квалификации для учителей по применению цифровых и интернет технологий в сельских и малокомплектных школах, разработке цифрового учебного контента, противодействию деструктивным течениям в сети интернет и наставнической работе в условиях дистанционного образования.

Еще один проект посвящен сравнительному анализу практик внедрения полилингвального образования  в многонациональных регионах России.

Необходимость внедрения полилингвального образования продиктована активными интеграционными процессами в культурной, социальной, экономической и политической  областях мирового сообщества и, прежде всего, в многонациональном российском социуме. Полилингвальность открывает более широкий доступ к информационным и коммуникативным каналам, способствует многостороннему развитию личности в мультикультурном обществе и восприятия реальности через призму различных языков. Развитие полилингвального образования требует всестороннего изучения, обобщения  и систематизации положительного педагогического опыта регионов, разработки специальных подходов к его реализации.

Работа над проектом включает исследование существующих практик полилингвального образования в Башкортостане, Татарстане, Северной Осетии-Алании, Чеченкой и Чувашской республиках, Саха (Якутии) и других регионах России, мониторинг владения русским языком среди учащихся, разработку методических рекомендаций и иных сопроводительных материалов для развития полилингвального образования в России.

Работу над государственным заданием планируется вести в течение трех лет, общий объем финансирования составит в 2021 году  более 11,5 млн рублей. 

Структура