Студенты Акмуллинского университета сдают демоэкзамены

14 июня 2024

В Акмуллинском университете полным ходом идет летняя сессия. У студентов-будущих педагогов часть экзаменов проводится в формате демонстрационного экзамена.

В эту сессию демоэкзамен сдают около 400 человек – студенты 4 курса бакалавриата, обучающиеся на двухпрофильных педагогических специальностях. Экзаменуемый должен продемонстрировать элемент внеурочного мероприятия – это может быть классный час, «Разговоры о важном», родительское собрание. При этом тему предстоящего занятия студент узнает за два дня до экзамена.

«Экзамен в таком формате проходит уже второй год. Он проводится четко по регламенту, разработанному кафедрой педагогики совместно с Центром менеджмента качества университета. Студент оценивается по определенным критериям, в которые входят педагогическая, методическая, коммуникативная и  психологическая грамотность, – рассказывает и.о.заведующего кафедрой педагогики Алина Ахмедьянова. – Подготовка студентов к этому демоэкзамену начинается непосредственно с первого курса. На практических лабораторных занятиях мы учим их проектировать самые разные внеурочные мероприятия. В этом году мы внедрили новую форму работы – со студентами посещали мастер-классы лучших учителей республики, победителей профессиональных конкурсов. Такие практические занятия с опытными и именитыми учителями были очень полезны в подготовке наших студентов к демоэкзамену».

В состав экзаменационной комиссии у входят три человека, в числе которых обязательно эксперт из другого вуза или представитель организации- работодателя. Экзаменаторы находятся в соседнем кабинете, откуда через зеркало Гезелла и с помощью видеотехники наблюдаются за ходом урока.  Доцент кафедры педагогики Людмила Гирфанова принимает демоэкзамены уже второй год.

«Нам, экзаменаторам, сложнее принимать экзамен в таком формате, потому что здесь нужно оценивать работу студента в целом: и знания, и умения, и навыки. Мы можем оценить определенные личностные и профессиональные качества, которые сформировались у студента за это время. И оценить его сразу по многим критериям, быть объективным, конечно, это гораздо сложнее, чем проверить результаты теста или выслушать ответы на вопросы. Но, с другой стороны, такая форма экзамена позволяет лучше раскрыться самому студенту. Здесь они демонстрируют все свои знания, тот опыт взаимодействия с детьми, который они приобрели на знакомительной практике в школе и на вожатской практике. И ребятам сдавать экзамен в таком формате очень нравится», – подчеркнула Людмила Петровна.

Роль учеников на демоэкзамене исполняют студенты 1-2 курсов того же факультета. Участвуя в уроках своих старших сокурсников, ребята получают представление о том, что их ждет через несколько лет.  При этом у них есть специальная задача от экзаменаторов – «учащиеся» моделируют для студента какую-то ситуацию, которые вполне может произойти в школе. А комиссия оценивает, какой выход из нее найдет студент.

Будущий учитель английского и немецкого языков, студентка 4 курса ИФОМК Алсу Абнасырова во время демоэкзамена проводила классный час на тему дружбы и кодекса чести среди школьников.

«Во время подготовки к демоэкзамену мы старались грамотно составить свои классные часы, распределить время так, чтобы уложиться в тайминг. И, конечно, старались подготовиться к возможной ситуации, продумать свои ответы и поведение. На моем занятии одна из девочек сказала, что эта тема ей не интересна, стала отвлекать других ребят. Но я постаралась вернуть ее к уроку. Конечно, такой экзамен сильно отличается от уроков в школе, где мы проходили практику. В школе сложнее и в то же время интереснее», – поделилась впечатлениями после экзамена Алсу.

Внедрение профессиональных (демонстрационных) экзаменов в систему высшего педагогического образования связано с реализацией Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. В следующем учебном году демоэкзамен будут сдавать студенты третьего курса, обучающиеся по программам Ядра высшего педагогического образования.

Фотографии