Салават Сагитов принял участие в «круглом столе» Совета Федерации по вопросам развития педагогического образования

12 ноября 2019

7 ноября 2019 года в Совете Федерации состоялся «круглый стол» «О состоянии и перспективах развития педагогического образования в Российской Федерации», который провел заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор Кресс.

Сенатор отметил, что повышение качества педагогического образования, престижа профессии учителя – одно из важнейших направлений развития системы образования в стране. Среди основных проблем Виктор Кресс назвал дефицит специалистов, а также наличие разрыва между содержанием, технологиями и образовательными результатами подготовки будущих педагогов. Также было отмечено, что у многих педагогических вузов страны наблюдается постепенный рост среднего балла ЕГЭ среди абитуриентов. Напомним, что по итогам мониторинга качества приема в ВУЗы за 2019 год, средний балл ЕГЭ, зачисленных на бюджетные места в Башкирский государственный педагогический университет им.Акмуллы составил 71,4. Это позволило Акмуллинскому университету занять третью позицию, пропустив вперед только нефтяной и медицинский вузы региона. Рост по сравнению с 2018 годом составил 6,6 баллов, что является 8 результатом среди 400 головных вузов России.

Заместитель Министра просвещения РФ Виктор Басюк проинформировал о деятельности по реализации федерального проекта «Учитель будущего». В.Басюк в качестве важнейших задач выделил трудоустройство выпускников педвузов: «чтобы максимальное количество выпускников по педагогическим специальностям приходило в школу. Их должно быть не менее 70 процентов».

Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская в своем выступлении особое внимание уделила совершенствованию механизмов целевого обучения.

На вопросах цифровизации и непрерывности образования заострил внимание участников «круглого стола» заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев.

Участники «круглого стола» обсудили вопросы профессиональной ориентации, совершенствования механизмов целевого приема на обучение в вузы по направлениям педагогического образования, создания условий, способствующих закреплению в профессии молодых учителей, кадровой поддержки сельских школ, в том числе малокомплектных, заработной платы педагогов, методического обеспечения учебных программ и другие.

Ректор БГПУ им.Акмуллы Салават Сагитов отметил, что в целом проблемы подготовки педагогических кадров в Башкирии идентичны общероссийским тенденциям. Вместе с тем, специфика региона накладывает свои особенности и задачи: в Башкортостане 38% населения проживает в сельской местности, что требует особого внимания.

Решением вопроса сокращения дефицита может стать разработанная Башгоспедуниверситетом и Министерством образования республики программа подготовки 200 учителей ежегодно в формате «целевого обучения», с дальнейшим трудоустройством в конкретную школу конкретного муниципалитета.

Также особое внимание было уделено распределению контрольных цифр приема на педагогические специальности с учетом региональных особенностей. По словам Салавата Сагитова в Башкортостане всегда была позиция по сохранению среднего профессионального образования: в регионе функционирует 96 колледжей, на содержание и развитие которых выделяется более 4 млрд. рублей. При этом в 13 колледжах – педагогическое направление, их выпускники преимущественно продолжают обучение по заочной форме обучения, где теряется индивидуальный подход к студенту. Ректор Акмуллинского университета предложил увеличить количество мест для студентов очно-заочной формы обучения, как для бакалавриата, так и для магистратуры.  «Изменение механизмов распределения контрольных цифр приема с учетом региональной системы СПО и потребностей в педагогических кадрах просто необходимо. Очно-заочная форма позволяет совмещать работу с приобретением новых компетенций в очном, индивидуальном формате» - отмечает Салават Сагитов.

Также был представлен проект Центра непрерывного развития профессионального мастерства педагогических кадров, который планируется создать на площадке БГПУ им. М.Акмуллы в рамках реализации Указа Главы Башкортостана «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года». Предполагается, что в Центре на системной основе будут выявляться профессиональные дефициты педагогов и руководящего персонала образовательных организаций, тем самым будут созданы предпосылки для формирования региональной системы независимой оценки профессиональных квалификаций. В рамках этого направления будет вестись работа по диагностике профессиональных дефицитов и статистические и аналитические исследования. Результатом этого направления, основанного на принципах big data, станет электронная база профдефицитов каждого педагога для планирования точек его роста. 

В заседании приняли участие члены СФ, ректоры  педагогических вузов, представители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, директора школ, учителя.  По итогам работы «круглого стола» принят за основу проект рекомендаций в адрес Правительства РФ и профильных министерств.

Фото: Совет Федерации ФС РФ.

Фотографии