В Башкирском государственном педагогическом университете прошли стратегические сессии по разработке предложений по реализации стратегических направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан на ближайшие пять лет.
Команды, состоящие из преподавателей, сотрудников, студентов Акмуллинского университета и приглашенных специалистов, разработали проекты, направленные на развитие сфер образования и науки в регионе. Эта работа проводилась с учетом указа главы Республики Радия Хабирова о стратегических направлениях социально-экономического развития региона до 2024 года.
9-10 октября в вузе прошли проектные сессии, в ходе которых были разработаны основные концепции проектов по ключевым направлениям: «Цифровая педагогика», «Школа возможностей», «Молодежный лагерь», «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», «Площадки для отработки компетенций», «Профнавигация и карьера», «Развитие спорта и формирование ЗОЖ» и «Научно-образовательный центр РБ». После обсуждения и доработки, 31 октября эти проекты были представлены на рассмотрение экспертной комиссии.
В нее вошли ректор БГПУ им. М. Акмуллы С.Т. Сагитов, первый заместитель министра образования РБ И.М. Мавлетбердин, начальник Управления по гуманитарным вопросам и образованию Администрации Кировского района г.Уфы Л.Г. Пономарева и директор уфимского Лицея №153 Э.Г. Минюк.
Всего на суд комиссии было представлено восемь проектов. Как отметил ректор Акмуллинского университета Салават Сагитов, разработка этих проектов еще раз демонстрирует вовлеченность вуза в жизнь республики. Учитывая актуальность обозначенных проблем для всего Башкортостана, разработки специалистов университета будут представлены региональному руководству.
Реализация цифрового обучения в общеобразовательных организациях
Одним из направлений реализации национального проекта «Образование» является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Создание этой среды требует соответствующей подготовки учителя, который будет в ней работать. Именно на такую подготовку педагогов и направлен этот проект. Он предполагает разработку основной профессиональной образовательной программы и программы дополнительного профессионального образования «Цифровая образовательная среда», которая позволит давать студентам университета, школьным преподавателям и педагогам дополнительного образования необходимые знания и навыки по работе с цифровыми инструментами и цифровой образовательной средой. В итоге это приведет к повышению уровня профессиональной квалификации учителей в области цифрового обучения и увеличению использования цифрового оборудования в учебном процессе по разным дисциплинам. И как результат – к повышению качества образования и удовлетворенности им со стороны учеников и их родителей.
Полилингвальная многопрофильная школа Республики Башкортостан
Этот проект предполагает создание республиканской полилингвальной школы-интерната на базе РХГИ им. К. Давлеткильдиева. Такое преобразование позволит обучать одаренных детей со всей республики по гуманитарному профилю в полилингвальной среде. Для этого необходимо разработать современные методики преподавания и внедрить их в структуру специализированного интернатного учреждения гуманитарного профиля для одаренных школьников. Также проект предполагает разработку и внедрение цифровых технологий полилингвального образования (онлайн-башкирский, электронные учебники, открытые онлайн-курсы) и создание системы повышения квалификации учителей РБ в сфере полилингвального образования. В настоящее время в Уфе уже созданы 2 полилингвальные школы, еще 12 планируется создать в республике к 2024 году. Реализация этого проекта потребует разработки методического инструментария и подготовки или переподготовки учителей. Эти задачи представители Акмуллинского университета предполагают решать в рамках развития полилингвальной школы-интерната.
Образовательный инновационный skill-центр «Юные лидеры Башкортостана»
Это проект предполагает создание новых возможностей освоения и применения школьниками Республики Башкортостан перспективных профессиональных компетенций и будущих профессий с опорой на передовой отечественный и международный опыт. В рамках проекта предполагается разработать «профстандарты» по компетенциям «JuniorSkills» и «компетенциям будущего» для школьников Республики Башкортостан, создать широкую систему обучения и сопровождения талантливых школьников региона, а также вест работу по повышению профессионализма педагогов-наставников.
Образовательный центр предлагается разместить на базе Социально-образовательного оздоровительного центра «Салихово» Акмуллинского университета. Планируется позиционировать центр как единую региональную площадку по подготовке к федеральным и международным соревнованиям «JuniorSkills».
Центр непрерывного развития профессионального мастерства по подготовке педагогических кадров
Необходимость такого центра вызвана необходимостью единой региональной системы, консолидирующей данные о профессиональных дефицитах педагогических работников, и недостаточной мобильностью существующей системы дополнительного профобразования педагогов республики.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников должен стать инновационной структурой повышения квалификации работников образования, функционировать на принципиально иных способах организации и использовать принципиально новое содержание. Его задачи - создание модели дополнительного образования на основе принципов горизонтального обучения и непрерывного повышения профессионального мастерства, электронно-образовательной среды и системы менторства, стажировочных площадок и постобучающего сопровождения.
Комплексная работа позволит вести будущего педагога на всех этапах его профессионального пути: от профориентационных мероприятий в школе, через систему высшего образования к постоянному повышению квалификации и развитию профмастерства действующего учителя.
Центр профессиональных и прикладных компетенций
Реализация этого проекта подразумевает создание «открытой мастерской», где любой желающий сможет получить навыки компетенций WorldSkills. По окончании программы обучающийся получает skill-паспорт, отражающий все полученные им компетенции. «Открытая мастерская» будет доступна не только студентам БГПУ им. М. Акмуллы, но и обучающимся всех возрастов. Также на ее базе возможно будет проведение корпоративного обучения или мероприятий, профессиональных экзаменов.
Предполагается создание мастерских по следующим направлениям: «Дошкольное воспитание», «Преподавание в младших классах», «Преподавание музыки в школе», «Физическая культура и спорт», «Графический дизайн», «Художественный войлок» и др. Кроме того, предлагается ввести компетенцию «Художественный войлок» в программу национального движения WorldSkills Russia.
Электронный портал «Акмуллинская школа»
Данный проект в сфере профнавигации и карьеры ставит своей целью модернизацию системы профориентации, карьерного проектирования и профессионального развития через создание единой цифровой образовательной среды. Его задачи - привлечение в педагогическую профессию мотивированных абитуриентов, создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории студентов и дальнейшее сопровождение процесса построения индивидуальной профессиональной траектории выпускника.
Все это предлагается реализовать через единый портал «Акмуллинская школа». Для абитуриентов на нем будет действовать Мониторинг потребностей учащихся и возможность Осознанного выбора профессии. Студент сможет осознанно выбрать базу практики, развить надпредметные навыки (soft skills) и трудоустроиться по специальности. А для выпускников и действующих специалистов предлагается мониторинг профессиональных дефицитов, персонифицированные образовательные курсы и повышение уровня профессиональной подготовки.
Образовательный проект «Спортивные кадры Башкортостана»
Цель этого проекта – модернизация системы подготовки кадров и формирование новой политики в сфере физической культуры Башкортостана. Необходимость его обусловлена динамичным развитием сферы спорта и здорового образа жизни в регионе. В республике приняты проекты по строительству бассейнов, развитию спортивной борьбы в школах и программа «Сельский тренер». Реализация этих мероприятий актуализирует потребность в квалифицированных спортивных кадрах, большой опыт подготовки которых есть у Акмуллинского университета.
Проект предполагает мониторинг потребности в кадровом и материально-техническом обеспечении спортивной сферы региона, модернизацию профессионального образования в области физической культуры и спорта через модульные образовательные программы «Тренер по борьбе», «Тренер по плаванию», «Сельский тренер» и методическое и информационное сопровождение этого процесса.
Результатом его станет не только повышение уровня профессиональной подготовки специалистов в области физкультуры и спорта, но и увеличение количества занимающихся и повышение уровня физической подготовленности населения республики.
Научно-образовательный центр мирового уровня Республики Башкортостан
Основными направлениями деятельности такого центра могут стать тонкопленочные квантовые технологии в микроэлектронике органических материалов; разработка биотехнологических препаратов для сельского хозяйства, очистки сточных вод и биоремедиации нарушенных земель; Научно-образовательный центр современных математических исследований Республики Башкортостан и молекулярная генетика и биоинформатика.
Главной целью этого проекта является интеграция научно-образовательной и предпринимательской инфраструктуры в области прорывных технологий.
Для этого необходимо развивать сотрудничество с ведущими российскими и зарубежными образовательными, научно-исследовательскими центрами и технологическими компаниями, разрабатывать и внедрять новые модели образования, предполагающие тесное взаимодействие с бизнес сообществом, продвигать навыки проектно-инновационный деятельности и развивать универсальные компетенции среди школьников, студентов и педагогов.