Светлана Гареева рассказала федеральному порталу о научных исследованиях в Акмуллинском университете

07 февраля 2025

В преддверии Дня российской науки  проректор по научно-исследовательской работе БГПУ им. М. Акмуллы Светлана Гареева рассказала порталу «Российское образование» о научных исследованиях, проводимых в Акмуллинском университете. Представляем текст публикации.

 

В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы, подведомственном Министерству просвещения РФ, среди студентов и научно-педагогических работников с каждым годом растет интерес к выполнению научно-исследовательских работ.

Прежде всего, это связано с увеличением количества федеральных и региональных мер поддержки, направленных на проведение научных исследований и поощрение талантливой молодежи, вовлеченной в научно-исследовательскую деятельность.

В 2025 году по заказу департаментов Минпросвещения России в вузе запланировано к реализации 12 НИР, из них десять относятся к прикладным, две – к фундаментальным. 

 «В Республике Башкортостан учреждены гранты на поддержку молодых научно-педагогических работников. Средства предназначены для улучшения жилищных условий и научно-образовательных стажировок как в России, так и за рубежом. Причем нашему университету разрешено прохождение стажировок на базе педагогических вузов, подведомственных Минпросвещения России. Благодаря региональной поддержке улучшили свои жилищные условия 18 сотрудников университета и прошли стажировку 42 человека», – рассказала проректор по научно-исследовательской работе БГПУ им. М. Акмуллы Светлана Гареева.

Она отметила, что в настоящее время у студентов есть все возможности и условия для участия в научно-исследовательской деятельности в рамках как вузовских, так и внешних конкурсов.

«Множество конкурсов и грантов финансируются организаторами, что является существенным подспорьем для самих студентов. Отличным стимулом для вовлечения молодежи в научную деятельность станут именные стипендии, учрежденные Минпросвещения России в честь выдающихся деятелей образования России, а также меры, включенные в национальный проект "Молодежь и дети"», – пояснила Светлана Гареева.

По словам проректора по НИР Акмуллинского университета, возросло количество направляемых заявок и на конкурсы студенческих стартапов, позволяющих обучающимся начать свой бизнес на основе научных идей и разработок. При этом созданный бизнес-план студенты-выпускники могут защитить в качестве выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом».

Она также подчеркнула, что в большей степени исследования студентов и научно-педагогических работников БГПУ им. М. Акмуллы носят прикладной характер.

«Поскольку наш университет педагогический, то большинство тем исследований связано с эффективной организацией учебного процесса в рамках конкретных дисциплин, с внедрением новых методик и технологий в обучение и воспитание. Особенность нашего университета заключается в наличии ведущих научных школ в области наноэлектроники, математики, биотехнологии и филологии. Поэтому чаще всего федеральную поддержку получают заявки по этим направлениям», – отметила Светлана Гареева.

Так, в 2025 году в рамках реализации НИР «Создание адаптивной модели языковой и социокультурной интеграции детей мигрантов, учащихся общеобразовательных школ России» разрабатывается цифровой образовательный модуль по русскому языку для обучающихся в Киргизии, желающих получить российское образование. 

Прикладные научные исследования изначально носят практико-ориентированный характер, поэтому их реализация предполагает апробацию на базе образовательных организаций или с участием педагогических работников. 

«В ходе выполнения научно-исследовательской работы по научно-методическому сопровождению повышения качества образования, поддержанной Минпросвещения России, был разработан и апробирован управленческий инструмент – информационно-аналитическая система развития кадрового потенциала, позволяющая осуществлять диагностику профессиональных дефицитов и выстраивать индивидуальный образовательный маршрут в автоматическом режиме. Система содержит контрольно-измерительные материалы по оценке профессиональных компетенций учителей, воспитателей, педагогов «Точек роста», классных руководителей, студентов – будущих педагогов», – добавила Светлана Гареева.

Она пояснила, что диагностику на платформе прошли более 19 тысяч педагогов из восьми субъектов РФ, включая воссоединенные российские регионы. Информационно-аналитическая система внедрена в образовательное пространство Донецкой и Луганской народных республик, Карачаево-Черкесской Республики. Экспертно-методическое сопровождение педагогов из этих субъектов продолжается.

Всего в 2024 году научными коллективами Акмуллинского университета реализовано свыше 90 научно-исследовательских работ, в том числе по заказу Министерства просвещения РФ (всего восемь НИР, из них пять прикладных и три фундаментальные работы) и сетевых конкурсов с педагогическими вузами-партнерами.

Исследования в университете ведутся в тесном взаимодействии с научными и образовательными организациями РФ и стран СНГ, а также предприятиями реального сектора экономики, в том числе по их заказу. Этому сотрудничеству значительно способствует включение Акмуллинского университета в Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня.

Заявки на реализацию НИР, не прошедшие экспертно-методическую оценку в текущем году, корректируются сотрудниками вуза согласно полученным замечаниям и направляются повторно в последующие годы, что позволяет улучшить качество работ. 

Фотографии