В Москве состоялся Всероссийский съезд психологических служб в системе образования Российской Федерации

19 июня 2025

17–18 июня в Москве состоялся Всероссийский съезд психологических служб в системе образования Российской Федерации «Психолого-педагогическая помощь и сопровождение: от Концепции развития психологической службы к Стратегии развития образования в РФ». В нем приняли участие делегации из 89 регионов страны. В составе делегации из Республики Башкортостан в работе съезда приняла участие декан факультета психологии БГПУ им. М. Акмуллы, Главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения Республики Башкортостан Лилия Халикова. Она отметила, что психологическая служба в системе образования – одна из самых масштабных служб в Российской Федерации, направленная на оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, их родителям, педагогам.  В нее включены главные внештатные педагоги-психологи федерального, регионального и муниципального уровней, специалисты центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, педагоги-психологи детских садов, школ, колледжей, вузов, центров дополнительного образования, иных организаций в системе образования. Примечательно, что развитие системы психологической помощи находится в фокусе пристального внимания государства.

Участникам съезда приветствие направил глава Минпросвещения России Сергей Кравцов. Он подчеркнул, что традиция проведения всероссийского съезда профессионалов, обеспечивающих психологическое благополучие подрастающего поколения, продолжена ведомством в знаковый для нашей страны год — Год защитника Отечества.

«В рамках съезда всесторонне рассматриваются в том числе вопросы поддержки семей участников (ветеранов) специальной военной операции, оказания психолого-педагогической помощи уязвимым категориям обучающихся, в целом создания условий для обучения и воспитания подрастающего поколения в духе традиционных духовно-нравственных ценностей. В решении этих и многих других значимых для системы образования задач активно участвуют педагоги-психологи. Их количество благодаря совместным усилиям с региональными органами управления системы образования с каждым годом возрастает. На сегодня насчитывается порядка 57 тысяч педагогов-психологов общего образования, среднего профессионального образования», — отметил Сергей Кравцов.

Участниками съезда стали около 500 человек. В их число вошли руководители региональных исполнительных органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования, главные внештатные педагоги-психологи субъектов РФ, руководители и специалисты региональных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, педагоги-психологи. Также съезд объединил представителей образовательных организаций, ведущих научных организаций и профессионального сообщества.

В первый день съезда директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Фальковская рассказала участникам о ключевых направлениях государственной политики в развитии системы психолого-педагогической помощи в сфере образования.

На съезде выступила заместитель председателя Государственной Думы Анна Кузнецова.

«Поддерживая систему психологической помощи в сфере образования, невозможно не замечать отсутствие федерального законодательства, обеспечивающего гармоничное и поступательное развитие психологической службы в стране в целом. Поэтому работа над законопроектом о психологической помощи продолжается. Все больше специалистов-психологов поддерживают нас в этом», — отметила Анна Кузнецова.

Также Анна Кузнецова подчеркнула, что мнение школьных психологов пока недостаточно учитывается при выработке различных решений в сфере образования: «Их голос должен звучать и при разработке воспитательных программ, стратегических документов в сфере образования. Ведь, опираясь на опыт работы психологов в системе образования, можно не только успешно преодолевать риски, но и прогнозировать возможные проблемы, работая на опережение! Не дожидаясь, когда то или иное негативное явление навредит нашим детям».

Председатель комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина также обратилась к теме законопроекта о регулировании психологической деятельности: «Лишь 10–12% российских школьников абсолютно здоровы. Высокие учебные нагрузки, цифровизация и зависимость от гаджетов, травля — всё это подрывает психику детей и подростков. Неудивительно, что спрос на психологическую помощь достиг максимума за 15 лет. Система не справляется: почти половине школ не хватает психологов, а центры помощи не покрывают потребности регионов. Родители часто остаются один на один с проблемой или идут к непрофессионалам. Мы не можем ждать! Именно поэтому мной и коллегами по фракции КПРФ внесен в Госдуму системообразующий законопроект №846497-8 «Об основах регулирования психологической деятельности». Он создаст правовой фундамент: защитит граждан от шарлатанов, упорядочит работу психологов и служб, обеспечит доступ к качественной помощи, особенно для несовершеннолетних. Это исторический шаг для повышения психологического благополучия всей нации, и я верю в его скорейшее принятие!»

О вопросах совершенствования деятельности психологических служб в системе образования сообщил президент Московского государственного психолого-педагогического университета, президент Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения Российской Федерации Виталий Рубцов.

Первый день Съезда продолжился панельной дискуссией «О реализации комплексных профилактических мероприятий по формированию благоприятного социально-психологического климата: опыт педагогов-психологов» и открытым отчетно-выборным собранием Съезда Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

Второй день Съезда проходил на тематических площадках:

·         Актуальные вопросы совершенствования психолого-педагогической помощи в образовательных организациях (уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование);

·         Организация психологического сопровождения участников образовательных отношений в системе среднего профессионального образования и высшего образования;

·         Междисциплинарность и преемственность при организации психологического сопровождения на разных уровнях образования: нормативные и научные основы;

·         Деятельность региональных ППМС-центров в современных условиях: вызовы и решения;

·         Оказание психологической помощи участникам образовательных отношений, вовлеченным в последствия специальной военной операции;

·         Реализация комплексных мероприятий по поддержанию психологически безопасной образовательной среды с учетом ресурса межведомственного взаимодействия;

·         Профилактика девиантного поведения обучающихся;

·         Психолого-педагогические подходы к интеграции детей иностранных граждан в образовательное пространство в системе общего образования РФ;

·         Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Фотографии