«Романтизм молодого учителя заканчивается в конце первой четверти»: эксперты о теории и практике

14 мая 2023

Второй день форума-конкурса "Учитель будущего поколения России" начался с панельной дискуссии «Казаться или быть». Эксперты рассуждали о роли учителя в стремительно меняющемся мире, о наставничестве, о том, чего не хватает в программах педагогических вузов. как мотивировать выпускника педвуза остаться в школе и как стать успешным педагогом. Модератором дискуссии выступила Эмма Сафиуллина, абсолютный победитель конкурса «Учитель года Республики Башкортостана - 2018», лауреат конкурса «Учитель года России - 2018», заслуженный учитель Республики Башкортостан.

Учитель русского языка и литературы лицея № 14 города Ставрополь, призёр Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2021» Анастасия Шрамко:

«Когда молодые специалисты приходят в школу, они зачастую в первый год работы получают классное руководство. И это тот путь, к которому никогда нельзя быть готовым полностью, ты открываешь для себя всегда что-то новое. Считаю, что в педуниверситетах надо готовить студентов к классному руководству. Не надо изобретать велосипед, нужно давать эти инструменты будущим учителям. В общеобразовательной организации, безусловно, должна работать система наставничества, когда молодой специалист может посоветоваться с опытным коллегой. Неравнодушный наставник может помочь молодому специалисту остаться в школе».

Начальник отдела организации и сопровождения образовательных организаций Академии Минпросвещения России Андрей Белышев:

«В педагогических университетах не хватает практики. Спорт и физкультура – это разные вещи. Знания, оторванные от реальности, — это ненужный багаж. Наставничество, безусловно, очень важно, но еще важна атмосфера в школе – прежде всего, это принятие права на ошибку молодого педагога. Не бойтесь ошибаться, это опыт – и все будет хорошо».

Народный учитель Российской Федерации, «Учитель года России - 1996», почётный гражданин Рязани, учитель французского языка Екатерина Филиппова:

«Молодым учителям не хватает знаний о детской психологии, знаний по педагогике. Эти аспекты необходимо развивать. Приходят в школу наши выпускники и не знают, как подступиться к детям, при отличном знании своего предмета. Наставничество просто необходимо, и молодым учителям не стоит пренебрегать советами старших. С годами, с опытом будет приходить осмысление. Чтобы остаться и быть успешным в профессии, необходимо много работать самостоятельно.

Я закончила школу 50 лет назад, в 1973 году. Мои учителя - они не говорили об успехе в жизни, но учили жить открыто, честно, интересно. Они мне дали фундамент знаний, с которым я живу всю жизнь. И если я помню их до сих пор, значит, они были успешными людьми. И если мои выпускники теперь мои коллеги – это для меня и есть учительский успех».

Заслуженный учитель школы Российской Федерации, лауреат премии Президента России, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 1994» Михаил Нянковский:

«Наставничество – не односторонний процесс, оно должно быть неформальным. Наши педвузы делают упор на изучении предмета, методики преподавания. И когда молодой учитель приходит в школу, он сталкивается с проблемами, о которых ничего не знает. Например, как заполнять электронный журнал, как организовать дежурство, провести классный час. Классное руководство – это не факультативный курс, этому нужно учить. Также педвузы должны учить студентов основам молодежной культуры. Учитель будет взрослеть в процессе работы, и он должен ориентироваться на современные культурные коды нового поколения.

Много вопросов, которые без практики изучить невозможно. Только сталкиваясь с реальной школьной ситуацией, студент может понять, над чем работать. Романтизм молодого специалиста заканчивается в конце первой четверти. И, конечно, самое главное в школе – это команда, коллектив единомышленников, если команда есть – школа процветает».

Учитель английского языка, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2019», обладатель специального приза «Цифровой учитель» в 2019 году по версии Mail.ru Group Светлана Видакас:

«Мы понимаем пробелы – это вопрос подготовки классного руководства, вопрос малого количества практики. Но главный вопрос: зачем вы выбрали эту профессию, почему вы решили стать учителями? Надо задавать себе эти вопросы почаще. Вы придете в школу, столкнетесь с проблемами, будет сложно, будет много непонятного. Не бойтесь спрашивать, не бойтесь просить совета. Помните, просьба – это не слабость. Думайте о той миссии, с которой вы идете в школу, – определите ее для себя, и пусть она вас вдохновляет».

Фотографии