ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

13 ноября 2020

Серию лекций в научно-образовательном центре «Институт Каюма Насыйри» продолжила Кадрия Сунгатовна Фатхуллова – к. пед. н., доцент кафедры общего языкознания и тюркологии Казанского федерального университета, руководитель онлайн-школы «Ана теле». Она является автором учебников по татарскому языку для общеобразовательных учреждений,  популярных учебных пособий по изучению татарского языка. Как отметила директор Института Каюма Насыри, профессор Альфия Шафкетовна Юсупова, Кадрия Сунгатовна – методист № 1 по обучению татарскому языку для русскоговорящих и иностранцев, а онлайн-школа «Ана теле» – уникальная платформа для практического изучения татарского языка как средства речевой коммуникации, ознакомления с культурой татарского народа с доступом с любой точки мира.

В настоящее время в обучении татарскому языку как неродному опираются на системно-деятельностный подход, где основной целью является формирование коммуникативной компетенции с учетом всех ее составляющих, т.е. способности пользоваться языком в различных ситуациях общения. Главная роль при этом принадлежит обучающемуся, на его активную деятельность. Кадрия Сунгатовна во время лекции подробно ознакомила с компонентами коммуникативной компетенции, подробно описала содержание речевых, лингвистических, этнокультурных навыков. Она отметила важность таких приемов как моделирование, систематизация, сопоставление и продемонстрировала конкретные примеры использования этих приемов. Лектор вовлекла в работу и участников онлайн-лекции, они высказали свои рассуждения по конкретным проблемам.

Особого внимания заслуживают оригинальные упражнения по внедрению нового материала в практику, его закреплению. По нашему мнению, очень эффективными являются такие авторские упражнения: лексически правильно наполнять синтаксические модели; трансформировать один речевой образец в другой; порождать множество типовых фраз по данному образцу; воспроизводить заданный диалог; составлять аналогичный диалог; задавать вопросы без опоры на образец; трансформировать диалог-образец; употреблять в речи клише, присущие татарской разговорной речи; использовать формулы татарского речевого этикета. В результате у слушателей формируются навыки как спонтанного диалога, так и продуманного высказывания в различных речевых ситуациях.

Участниками онлайн-лекции стали методисты сети научно-образовательного центра «Институт Каюма Насыри», студенты татарского отделения Института филологического образования и межкультурных коммуникаций БГПУ им. М.Акмуллы.

Н.У. Халиуллина

 

Фотографии