Салават Сагитов: «Переход на новую модель ВО ускорит подготовку студентов по приоритетным направлениям науки»

17 марта 2025

Переход на новую систему высшего образования будет способствовать созданию для студентов условий, направленных на максимальное раскрытие потенциала и формирование творческой, патриотически настроенной личности с развитым критическим мышлением. Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказал ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Салават Сагитов.

«Президент России Владимир Путин, обращаясь в 2023 году с посланием к Федеральному Собранию, обозначил, что в системе образования «нужен синтез того лучшего, что было в советской системе, и опыта последних десятилетий». По поручению главы государства нужно вернуться к базовой подготовке в вузах сроком от 4 до 6 лет. Одним из важных этапов в рамках реализации создаваемой модели стала разработка Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года. Переход на новую систему должен быть плавным, чтобы те студенты, которые учатся в настоящее время, смогли получить образование по текущим программам. Также необходимо каждому преподавателю быть готовым работать в новых условиях», – отметил Салават Сагитов.  

По его словам, главное грядущее изменение заключается в отказе от бакалавриата. 

«Также меняется модель магистратуры, которая предполагает три направления – исследовательское, профессиональное и управленческое. Для педагогических университетов это означает, что исследовательская магистратура будет интегрирована с аспирантурой, что сможет ускорить подготовку студентов по приоритетным направлениям науки. Профессиональная магистратура должна быть направлена на формирование современных технологических компетенций, в том числе цифровых, а также стать входом в педагогическую профессию, если нет профильного образования. Одним из преимуществ новой системы ВО является такой уровень подготовки специалиста, который позволит здесь и сейчас реагировать на потребности рынка труда», – добавил ректор.  

Он обратил внимание на то, что педагогическое образование будет еще более практико-ориентированным. 

«Рутинные процессы в работе педагога заменят цифровые сервисы, такие как электронные зачетки. Кроме того, новая система повышения квалификации преподавателей предполагает прохождение курсов за пределами своего вуза, научные и производственные стажировки, дает возможность самостоятельного выбора нужных программ. И безусловно, предполагаемое повышение оплаты труда профессорско-преподавательскому составу станет большим стимулом для развития педагогов», – отметил руководитель вуза.  

По его словам, вопросы научно-методического сопровождения повышения качества образования также являются приоритетными для Акмуллинского университета, в том числе и в рамках подготовки перехода на новую модель ВО. 

«Так, например, информационно-аналитическая платформа, разработанная нашими специалистами по поручению Минпросвещения России, позволяет не только в автоматизированном режиме определять профессиональные дефициты педагога или студента, но и выстраивать индивидуальный образовательный маршрут по их устранению. Задача, которая ставится перед вузами в новой системе ВО, – подготовка целостного специалиста. Соответственно, переход усилит качество образования. Молодые учителя будут еще в большей степени «оснащены» знаниями, которые опираются на более чем полувековые традиции нашего вуза, эффективные практики советского образования и инновации», – сказал Салават Сагитов.  

Он подчеркнул, что подготовка учителя в рамках реализации новой системы требует особого внимания.

«Сегодня Россия должна не только выстраивать технологический суверенитет, но и выдерживать жесткую конкуренцию. Роль педагога в данном процессе одна из ключевых. Он является главным посредником между обучающимися и информацией, которую необходимо не просто усвоить, но и критически осмыслить, применить на практике. В настоящее время мы находимся на стадии формирования единого образовательного пространства, статус преподавателя должен соответствовать его высокой миссии и эмоциональной нагрузке. Соответственно, особое внимание государство уделяет подготовке педагогических кадров. Знания и образование в решающей степени определяют экономический потенциал страны», – заключил Салават Сагитов.