В июльском номере журнала «Уфа» вышло интервью ректора БГПУ имени Акмуллы - о приемной кампании, о престиже профессии педагога и, конечно, о любимой Уфе накануне юбилея.
Выпускники школ уже получили результаты ЕГЭ: многих окрылили набранные баллы, а кого-то, вероятно, огорчили. 20 июня стартовала приемная кампания в вузы страны. И сегодня в гостях у нашего журнала ректор Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ Салават Сагитов.
– В июне исполняется ровно пять лет, как вы были избраны ректором Акмуллинского университета. Какие основные моменты в развитии вуза можете отметить за прошедшую «пятилетку»?
– Нашей команде удалось не просто сохранить прежние высокие позиции, но и продвинуться по многим направлениям. И причин здесь несколько. Первая – была создана очень хорошая база, заложены традиции и выстроена система преподавания, одним словом, предыдущие руководители университета всегда были на шаг впереди времени, внедряя те или иные новации. Почему это важно? Основная проблема управления – мы сегодня учимся по вчерашним знаниям тому, что будем делать завтра. И если в каких-то областях еще можно получить знания и пойти работать за тот же станок, то в педагогике и высшем образовании так не получится. Наступает совершенно иное завтра, и наши студенты должны опережать сегодняшние реалии и быть готовыми к требованиям будущего.
Акмуллинский университет как ведущий педвуз страны трансформируется вместе с образовательной сферой, и за 5 лет в развитие вуза и повышение квалификации преподавателей дополнительно вложено более 750 миллионов рублей. Могу сказать с уверенностью, что в материально-техническом оснащении, лабораторном оборудовании, мастерских мы одни из лучших.
Второй ключевой момент – внимание со стороны государства, как на федеральном, так и на региональном уровне. За пять лет Президент России два раза в своем Послании Федеральному Собранию говорил о педагогических вузах, причем поддержка в финансовом плане была выделена «отдельной строкой». Еще один немаловажный факт – в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации в апреле 2020 года педагогические вузы переведены в ведение Министерства просвещения РФ, что позволило глубже зрить в корень наших проблем, быстрее поддерживать начинания.
Со стороны Главы региона также много делается для развития высшей школы. Наряду с Межвузовским кампусом стоит упомянуть материальную поддержку молодых ученых. За последние два года более 40 преподавателей нашего университета получили денежные сертификаты на улучшение жилищных условий и зарубежные стажировки. При поддержке Евразийского НОЦ открыли на базе университета молодежную лабораторию по наносенсорике, а также лабораторию по биотехнологиям. Все это привлекает молодежь в науку: в настоящее время в очной аспирантуре Акмуллинского университета обучается 76 молодых специалистов, тогда как еще в 2019 году их было всего 16.
Все это помогает нам сегодня быть одним из передовых педвузов страны, не отставая по параметрам и технологическому оснащению.
– Получается, что педагогический вуз должен быстро откликаться на веяния времени. Как это отражается на открытии новых специальностей?
– Сегодня в Акмуллинском университете 70% направлений обучения - педагогические, остальные 30% приходятся на инженеров, художников, биотехнологов, музыкантов, IT-специалистов. И новые специальности мы открываем ежегодно – это веление времени и отклик на изменения, которые происходят в обществе. Нам удалось не только укомплектовать университет в соответствии с современными требованиями, но и задать такой вектор, при котором профессорско-преподавательский состав и студенты привыкли ориентироваться на все самое передовое. Ведь практически все, что мы разрабатываем в области педагогики, носит прикладной характер и в короткие сроки находит свое применение в детсадах, школах, дополнительном образовании. При этом наши ученые, занимающиеся фундаментальной наукой, также достигают прекрасных результатов. А наука не стоит на месте и требует своего развития.
– Приемная кампания в самом разгаре. Каковы ваши ожидания от нового потока абитуриентов, какие условия предлагает вуз, чтобы заполучить в число студентов самых амбициозных и талантливых?
– Я всегда говорил и буду говорить: к нам приходят лучшие. Быть учителем, педагогом, наставником – сложная миссия. Пусть не обижаются айтишники, юристы и представители других специальностей, но сложнее всего работать непосредственно с человеком, особенно с маленькими людьми. Тем более брать на себя ответственность за становление личности, за ее будущее. Студенту педвуза мало просто впитать знания, нужно научиться передавать их своим ученикам.
В педагогический вуз абитуриенты приходят осознанно. Есть вузы и направления, на которые поступают, следуя модным трендам, ориентируясь на общепринятое мнение, что эта сфера позволит в будущем найти высокооплачиваемую работу. Но выбирать будущую профессию нужно сердцем.
Кстати, сегодня в России педагогическое направление занимает третье место по популярности после медицинского и IT. И в прошлом году средний балл ЕГЭ для поступления к нам составлял 69,3 балла, хотя еще несколько лет назад был 62. В 2024 году у нас будет 1689 бюджетных мест на специалитет, бакалавриат и магистратуру.
Растет количество иностранных студентов. Еще несколько лет назад оно составляло три процента от общего числа поступивших, сейчас - 10. Приезжают к нам в основном из Киргизии, Туркмении, Таджикистана - стран, где система образования стоит на советском фундаменте, но есть понимание, что у нас качество подготовки выше. В последние годы начали появляться ребята из Китая, стран Африки и Латинской Америки. Это не удивительно, ведь мы входим в первую категорию педвузов наряду с педвузами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Нижнего Новгорода.
– Есть мнение, что сегодня все больше возрастает интерес к гуманитарным специальностям…
– Выдающийся ректор Уфимского авиационного института Рыфат Рахматуллович Мавлютов, доктор технических наук, говорил, что инженер и в принципе любой специалист должен быть широко образованным, высококультурным, воспитанным в духе гуманистических идеалов человеком. Не может хороший специалист развиваться только в пределах своей сферы. Когда сегодня говорят про технологический суверенитет, это не только станки, оборудование, компьютерные программы. А прежде всего люди, грамотные и разносторонние специалисты.
– Как вы оцениваете тот факт, что ранняя профориентация школьников показала и свои минусы – чаще всего ученики к 11 классу прекрасно знают только те предметы, по которым сдают ЕГЭ…
– Прошло уже 15 лет, как в 2009 году был введен единый госэкзамен. Если первые задания были действительно механически-шаблонные, выпускники играли в «угадайку», то постепенно экзамен становится все более совершенным и объективным, а количество нарушений снижается из года в год. Самый большой плюс – то, что абитуриенты, школьники из самого дальнего села могут поступить в любой вуз страны. У детей должно быть право выбора, и ЕГЭ его предоставляет. Сейчас идет немало споров, но уверен, что отменять единый госэкзамен нельзя. Я считаю, что на сегодняшний момент времени этот формат достаточно эффективен.
Да, сейчас дети готовятся целенаправленно. А что в советский период не было специализации у каждого человека? Вокруг ЕГЭ создают ненужную шумиху. И когда говорят, что кто готовится к физике, плохо изучает биологию, скажу – и здесь от человека зависит все. Например, у меня в школе химия не была любимым предметом, у меня твердая четверка. Но то, что считал нужным и интересным – литература, история, география, математика – там я прилагал больше усилий.
Если говорить о профориентации, то ее основы вообще лежат в семье. Иоганн Себастьян Бах, один из величайших композиторов-классиков, вырос в музыкальной семье – его дед, отец и дядя были профессиональными музыкантами. А сколько в нашей стране известных прекрасных династий педагогов, ученых, врачей, инженеров!
– Но в итоге мы получаем поколение молодых людей с очень узким кругозором. В то же время педагогический вуз призван выпускать интеллектуальную элиту. Как справиться с этой непростой задачей?
– Не надо так «рубить». За редким исключением люди являются специалистами в одном направлении. И не ЕГЭ тому виной. Всегда так было, ибо это заложено природой. А кругозор – процесс социализации не останавливается после окончания средней школы. Он продолжается всю жизнь. В том числе в высшей школе. Мы у себя в университете стараемся создать условия для всестороннего развития: и как специалиста, и как человека.
– Сейчас много говорится о поднятии престижа профессии учителя. Как ни странно, точки над i расставила пандемия и дистанционное обучение. Родители увидели, что без живой энергии педагога ученик теряет интерес и попросту не усваивает материал…
– Увы, да. Понадобился этот стресс в обществе, чтобы некоторые родители наконец осознали, что учитель - это не просто передатчик информации. Уверен, осознание того, что увлеченный и неравнодушный учитель – одна из важных составляющих гармоничного развития ребенка, придет к родителям. К сожалению, пока нельзя утверждать, что педагог – очень уважаемая профессия в нашем обществе. Нам еще предстоит долгий путь к тому, чтобы, как и предыдущие века, при встрече с учителем люди, вне зависимости от возраста, вставали и внимали каждому слову учителя.
– Современный учитель - он и швец, и жнец, и на дуде игрец. С него спрос и за успеваемость в классе, и за новогоднее представление, и за субботник. Как подготовить студентов к этой многогранной деятельности, ведь порой именно многозадачность отпугивает выпускников?
– Напомню: Великую Отечественную войну выиграл Учитель. Именно Учитель внес в души своих учеников понятие Родины, чести, патриотизма и долга. Сейчас наступил еще один переломный момент в истории нашей страны. И завтра мы получим то, о чем сегодня педагог рассказывает у доски воспитанникам. Роль Учителя всегда была и есть велика.
Считаю оправданным переход на смешанную систему образования, где подготовка специалистов в ключевых отраслях, например, в образовании, должна основываться на отечественных традициях. В педобразовании мы никогда на 4 года и не уходили (бакалавриат был двухпрофильный, когда готовили учителей двух предметов за 5 лет). Но ощутимо сократились часы, выделяемые на практику. И когда выпускник педвуза приходит в школу, становится понятно, что не так много времени он там был, поэтому ему тяжело освоиться. Сейчас некоторые нормы будут пересматриваться. Важно, чтобы больше внимания уделялось практике.
Кроме того, назрела необходимость создания в Башкортостане методического центра, в котором молодые учителя получали бы консультации по оплате труда, рекомендации по методике преподавания и всем интересующим их вопросам. Абсолютно всем. В парке «Патриот» глава Башкортостана Радий Хабиров встретился со студентами Акмуллинского университета, где поручил нам и региональному Минобрнауки создать такой центр. Вопрос на стадии решения. Молодым учителям важно и нужно помогать. Они, вчерашние студенты, заходят в класс и тут же начинают нести ответственность за 25-30 детей. И плюс к этому очень активные родители, некоторые из которых считают, что все знают и разбираются в процессе образования лучше, позволяют себе делать замечания учителю, спорить из-за выставленных оценок. И конечно, в такой ситуации педагогам, особенно молодым, приходится непросто. Уверен, важно каждому в первую очередь заниматься своим делом, а не рассуждать об изобразительном искусстве, не отличая при этом Моне от Мане.
– Вы родились и выросли в Уфе. И в преддверии 450-летнего юбилея столицы республики хотелось узнать ваше мнение о преобразованиях и переменах в нашем городе. Как он меняется? Какой любимый уголок Уфы у вас лично?
– Город в своем развитии не может стоять на месте, как любой живой организм. При этом изменения должны быть гармоничными – отражать современную эпоху, не стирая историческое прошлое. Отношу себя к консерваторам. Кроме кварталов, где расположены корпуса Акмуллинского университета, очень нравится сад Салавата Юлаева, а также уголки моего детства. Мы жили в районе Центрального рынка, и сейчас нравится прогуляться по Революционной, заглянуть в наш двор, который мне тогда казался очень большим. Сейчас я понимаю, насколько он был классным – со своей хоккейной коробкой, детской, спортивной площадками.
– Университет очень многое делает для развития современного башкирского языка, и вы не раз подчёркивали, что владение родным языком играет большую роль в жизни человека. Но глобализация и жизнь в мегаполисе зачастую стирают эту исконную потребность – знать и разговаривать на родном языке…
– В этом вопросе можно много говорить о современных методиках и технологиях в образовательных учреждениях, да, они необходимы, но роль семьи имеет первостепенное значение. Если дома не будет культивироваться любовь к родному языку, культуре, если родители не будут сами знать язык и говорить на нем, то все усилия извне не дадут особого эффекта.
– Недавно в Уфе прошла книжная ярмарка «Китап-байрам». Как вы оцениваете влияние таких мероприятий на популяризацию художественной литературы?
– В идеологическом, воспитательном плане подобные ярмарки, фестивали, безусловно, очень нужны. К нам приехали издатели и творцы из разных уголков страны. Встречи с писателями, поэтами, интеллигенцией – необходимы. Знаете, мой папа в 60-е годы прошлого тысячелетия окончил филологический факультет БГУ, и, по его рассказам, весной педагоги – известные писатели и поэты – проводили занятия не только в аудитории, а на набережной Белой, декламировали стихи, читали отрывки из произведений. Вот вам ненавязчивая, но очень результативная пропаганда родной литературы, родной земли.
– А что в данный момент читаете вы?
– В последнее время предпочитаю документальные издания, мемуары, записки, которые дают возможность узнать что-то новое о том или ином времени, мысли и суждения творцов, которые не вплелись в художественные произведения. Публицистика очень интересный, особенный жанр. Систематически перечитываю своего любимого прозаика Чингиза Айтматова. В данный момент проживаю жизнь с героями повести Евгения Замятина «Островитяне».
– Что порекомендуете прочитать школьникам, молодым людям?
– Считаю это делом несколько неблагодарным. Советы зачастую переходят в поучительство. У каждого поколения – свои герои и книги. Помню, когда мне в руки попали «Три мушкетера», не спал всю ночь, пока не прочитал весь роман. Могу сказать, что обожаю Дюма. Тогда и время такое было – романтика, подвиги, приключения. А сейчас ребята увлекаются фэнтези и не могут понять, что там такого интересного, что можно за один день прочитать два тома «Графа Монте-Кристо». И это нормально. Пусть читают! При этом не забывая классику. Я сам, например, в молодости не так любил поэзию, а сейчас открываю ее для себя заново.
– Расскажите о вашем увлечении переводами…
– Это не профессиональные работы, больше для души. Перевожу с башкирского, татарского, киргизского, балкарского, казахского, турецкого на русский. Перерастет ли увлечение в нечто большее? Вряд ли. Есть такая проблема, что национальные авторы не известны широкому кругу читателей, особенно в последние десятилетия. Если в Советском Союзе в издательствах были переводчики и отслеживали рукописи на языках народов СССР, то после 1991 года эта работа сошла на нет. Отсюда и пробелы. Расул Гамзатов признавался, что когда он начал издаваться на родном языке, то был только поэтом Дагестана. Но когда его перевели на русский, стал поэтом мира, так как с русского его переводили на языки разных стран. И надо сказать, что от переводчика зависит многое. К счастью, нашему Аксакалу, моему любимому поэту, да и не только моему, Мустаю Кариму в этом плане повезло – его произведения переводили прекрасные авторы Михаил Дудин, Михаил Светлов, Яков Козловский.
В своих переводах придерживаюсь принципа – не придумывать изложение на тему, а как можно точнее донести замысел автора, поскольку встречал переводы, которые по сути являются совершенно иным поэтическим произведением.
– С 2019 года вы возглавляете Башкирское региональное отделение Русского географического общества. Какие экспедиционные и природоохранные проекты реализуются под эгидой РГО?
– Сегодня Башкортостан – единственный регион в стране, где во всех муниципальных образованиях действуют местные отделения РГО. В последние 2-3 года мы активно проводим работу с местными отделениями – учим коллег составлять заявки на гранты. Объявили свой конкурс, ежегодно на шесть проектов выделяем средства. Если говорить о столице республики, то в прошлом году интересный проект «Босоногая тропа» в Демском районе был признан одним из победителей.
Один из самых известных проектов – ежегодный туристический проект «Уральский барс». Он был запущен в 2017 году с целью популяризации горных маршрутов Урала и возрождения массового молодежного туризма. Туристско-краеведческий проект «Башкирская кругосветка» предусматривает посещение 4 крайних географических точек республики, обозначенных стелами в виде бело-голубых пограничных столбов (в Янаульском, Зианчуринском, Бакалинском, Учалинском районах), и центра Башкортостана – это единственное место на суше с уникальными координатами (55 градусов северной широты и 55 градусов восточной долготы). Географический центр расположен в Гафурийском районе близ деревни Зириково.
При содействии РГО была облагорожена Аскинская ледяная пещера – уникальный памятник природы, одна из визитных карточек Башкортостана. Постепенно приводим в порядок Киндерлинскую пещеру. Большую популярность получил проект «Родники РГО», который подхватили на федеральном уровне. Началось все с того, что в Стерлибашевском районе нашли перечень и описание каждого родника, составленный еще в 80-е годы прошлого века. И возникла мысль возобновить такой учет. На благоустройство родников объявили грантовый конкурс. И за известный ключ Олокул в Мечетлинском районе проголосовали 210 тысяч человек. Стоимость работ составила 300 тысяч рублей, и теперь это местная достопримечательность. В этом году благоустроим еще три родника – в Аскинском, Иглинском, Стерлибашевском районах. Еще один грант даст жизнь крупному проекту «Легенды древнего Урала». Это будет цикл из 12 фильмов о географически интересных местах и связанных с ними легендах.
В 2020 году получили большую серебряную медаль РГО, таких регионов всего три, мы были вторыми. Совсем скоро, с 4 по 7 июля, в Уфе пройдет совет регионов РГО, в котором примут участие в том числе 30 руководителей молодежных центров. Покажем им Аскинскую пещеру и мавзолей Тура-хана.
– В завершение разговора предлагаю высказать пожелания абитуриентам и выпускникам БГПУ.
– Человека от других биологических видов отличает способность общаться, говорить, слышать, думать, анализировать. Но все это необходимо постоянно развивать. Будьте смелыми и не бойтесь покорять новые вершины. И всегда помните: профессия учителя – самая благородная в мире.
Блиц-опрос
– Как начинается ваш день?
– Либо заплыв в бассейне, либо утренняя прогулка.
– В последнее время в Уфе прошло множество культурных событий. Какие успели посетить?
– К сожалению, не все – дефицит времени. Но театр, как книга, как хоккей – отдушина.
– Рабочий кабинет может многое рассказать о человеке. Какие особенные вещи есть в вашем кабинете?
– Карта Республики Башкортостан и графические работы моего большого друга Айрата Терегулова.
– Высказывание какого человека вы вспоминаете чаще других?
– Мой папа сказал однажды: «Человек иногда ошибается в жизни. Но ведь он первый раз живет на этой земле».
– Если ли у вас личный рецепт, как не выгореть на работе?
– Главное место силы – дом. Восстанавливаюсь во время общения с родными по духу людьми – родители, семья, друзья и просто интересные люди. И да, творчество.
Альфия ИБРАГИМОВА
https://ufaved.info/journal/ar...