Учитель должен быть непоседой

03 мая 2024

В педагогике, как и в любом деле, главное — профессионализм и развитие

 

Мария Сныткина, газета «Республика Башкортостан»,  фото пресс-службы БГПУ им. М. Акмуллы.

 

Учителя-победители профессиональных конкурсов, выпускники Акмуллинского университета, встретились со студентами родного вуза на дискуссионной площадке «Лучшие из лучших». Ее провели на базе Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования.

 

Пообщаться и ответить на острые вопросы начинающих историков пригласили учителя истории уфимской гимназии № 105 им. Н.И Кузнецова, абсолютного победителя конкурса «Учитель года Башкортостана-2024» Сергея Наумова, историка школы № 147 им. В.А. Томарова, победителя в номинации «Педагогическая надежда» конкурса «Учитель года Башкортостана-2024» Адель Гумерову, а также заместителя директора по воспитательной работе Центра образования «Новошкола», абсолютного победителя Всероссийского конкурса среди учителей частных школ «Вклад учителя» и конкурса «Воспитать человека-2023» Юлию Садыкову.

Ребят, собравшихся на встречу со старшими коллегами, поприветствовали проректор по стратегическому развитию БГПУ Алмаз Мустаев и директор Института исторического образования Оксана Шамигулова.

- Самое главное в университете — это наши выпускники. И особенно мы гордимся теми, кто выбрал сложнейшую профессию учителя. Как видите, педагоги могут добиваться немалых успехов. Мы всегда рады видеть их в стенах вуза! - подчеркнул Алмаз Флюрович.

Он же вручил учителям-историкам почетную грамоту и благодарственные письма ректора Акмуллинского университета.

Каждый из гостей рассказал студентам о своем педагогическом опыте, который позволил им стать успешными в своей профессии. Например, Юлия Садыкова, которая сразу после окончания вуза устроилась работать в «Новошколу», отметила что частным школам тоже хорошо знаком кадровый голод, а у работы здесь есть свои сложности. Однако и возможностей для личного развития немало. В России формируется целое сообщество учителей частных школ, для которых есть свои профессиональные конкурсы, форумы, запущены подкаст «Энергичный учитель», Лига педагогического стендапа, которые помогают справиться с эмоциональным выгоранием.

Уже после встречи со студентами мы спросили Юлию Наилевну, что позволило ей победить во всероссийских профессиональных конкурсах: поддержка школы или личные качества.

- Думаю, и то и другое, - ответила девушка. - Конкурс «Вклад учителя» изначально проводился именно для учителей частных школ. Работая в «Новошколе», я ощутила большую поддержку как администрации, так и всего педагогического коллектива. Когда учитель выходит с такой инициативой, его всегда подхватывают и помогают методически и морально, делают все, чтобы он победил.

Сравнивая государственную и частную системы образования, Юлия Садыкова отметила, что частная школа дает ей возможность давать более обширный материал ученикам, творить, выходить за рамки класса, проводя уроки, например, в музеях или на улице, ездить с ребятами на образовательные экскурсии в другие города.

- Но многое зависит и от самого учителя, - добавила она. - Если он хочет влюбить учеников в свой предмет, если сам его любит, то посвятит себя этой работе целиком. Я и сама полюбила историю благодаря своему школьному учителю, а подкрепление мои чувства получили с помощью преподавателей Института исторического образования — неравнодушных, идейных, нацеленных на то, чтобы студенты учились мыслить и анализировать.

Но вернемся к встрече со студентами. Сергей Наумов опроверг стереотипы многих студентов о низкой зарплате учителя и высокой загруженности.

- Заработать и состояться можно в любой профессии, если вкладываешь в нее душу. А загруженность зависит от того, как вы сами выстроите свою работу, - обнадежил он. - Главный совет — никогда не засиживайтесь на одном месте, участвуйте во всех конкурсах и событиях, чтобы себя показать и на других посмотреть. Очень важно не бояться реализовывать свои возможности.

Адель Гумерова отметила, что ей как человеку творческому важно было связать с творчеством и свою работу. В педагогике это вполне осуществимо.

- Учитель в современном мире — человек, который не только преподает, но и становится наставником и партнером своих учеников, - поделилась она своими мыслями. - Вы не узнаете, ваше ли это призвание, пока не попробуете.

Молодые учителя ответили на вопросы студентов, а также совместно обсудили такие злободневные темы, как восприятие учениками молодого педагога, умение выстраивать и сохранять границы, формальный и практический подходы к процессу обучения.

 

 

Блиц-опрос

 

История для технарей

Абсолютный победитель республиканского этапа конкурса «Учитель года», учитель истории гимназии № 105 Уфы Сергей Наумов поделился с нами своими эмоциями от участия в нем и педагогическими находками.

- Сергей Александрович, что побудило вас принять участие в «Учителе года»? Поделитесь впечатлениями.

- Я работаю в школе уже пятый год и в 2019 году тоже участвовал в этом конкурсе. Правда, не так успешно, как в этом. Хотелось испытать свои силы еще раз, директор школы тоже меня поддержал. И все получилось.

Сейчас, спустя какое-то время после финала, конкурс вспоминается как веселое и интересное времяпрепровождение. Но когда ты в этом находишься, не спишь, готовишься, постоянно испытываешь стресс, конечно, тяжело.

- Благодаря чему вам удалось победить? У вас есть какие-то педагогические находки?

- Думаю, что благодаря интересной теме, которую я представлял на конкурсе, - развитие инженерного мышления на уроках истории. Дело в том, что наша школа инженерная и входит в Ассоциацию инженерных школ России. Когда я пришел сюда работать, оказалось, что инженерными науками здесь интересуются больше, чем гуманитарными. Нужно было каким-то образом ребят увлечь, и коллеги подсказали связать эти направления. Я и сам интересуюсь различными технологиями, так что интересно было поэкспериментировать.

- Как это на практике получается?

- На уроках истории я рассказываю ребятам о научных изобретениях человечества, о том, как работали те или иные приборы раньше, как работают сейчас. Это помогает сформировать инженерное, системное мышление. Особенно в условиях мультипредметности: на уроках истории — теория, во внеурочной деятельности, например, на занятиях по робототехнике — практика.

Фотографии