Генрих Классен в Ленинграде (к 100-летию педагога и ученого)

25 апреля 2017

Башкирский государственный педагогический университет продолжает цикл публикаций к 100-летию Генриха Николаевича Классена – выдающегося лингвиста и методиста, заслуженного деятеля науки Башкирии. В восьмидесятых годах профессор Классен возглавлял кафедру методики преподавания иностранных языков БГПИ.

В 1936 – 1940 годах Генрих Николаевич Классен был студентом Ленинградского педагогического института имени Герцена. Это был необычный поворот в судьбе вчерашнего школьника из меннонитского поселения на Украине: фактически немцы жили в условиях гетто, мало кто из них учился вне нескольких «специальных» вузов. Высшее образование в принципе получали немногие: община жила крестьянским трудом. Генрих Классен вспоминал, что ответ из Ленинграда на его письмо принесли, когда он объезжал поля – следил, чтобы не поджигали хлеб. «Ведь, как писали газеты, враг не дремал!», – иронично отмечает он в мемуарах. Даже добраться в Ленинград на экзамены было непросто. Проходящего поезда в областном центре Сталино пришлось ждать сутки. 19-летнего Генриха провожал отец. «Я очень сожалею, что не запомнил, как мы провели этот день», – напишет Генрих Николаевич полвека спустя: пока он учился на первом курсе, отца арестовали и расстреляли. Несмотря на это, к немецкому студенту из украинской глубинки ленинградская профессура относилась с большим вниманием. 

С самого начала он отличался от других абитуриентов, и дело было не в скверном владении русским языком, что чуть было не поставило крест на планах юноши во время вступительных экзаменов. Фактически его приняли в индивидуальном порядке, и даже начали учить по индивидуальной программе: на первом курсе освободили от большинства предметов, связанных с немецким языком, чтобы студент мог подтянуть литературный русский, но, главное, углубиться в специальные аспекты лингвистики и немецкого литературоведения. Генрих Классен описывает, как поначалу перевелся было на французское отделение (мол, «немецкий-то все равно знаю»), но профессора объяснили ему: как преподаватель французского он будет просто учителем, а как германист – имеет задатки большого исследователя.

Повышенное внимание, которое Генрих Классен в студенческие годы уделял именно немецкому литературоведению, возможно, связано с фигурами его великих учителей. Оба они – и Виктор Жирмунский и Владимир Адмони – были не только крупными лингвистами, но и литературоведами. Жирмунский во многом определил круг будущих научных интересов Генриха Классена: на каникулах он отправлял его собирать нижненемецкие диалекты на юге Украины. В 40-е, в связи с войной, эта тема оказалась надолго табуирована. Генрих Классен вернулся к ней в 60-е, уже в Башкирии, и так же под руководством академика Жирмунского, который напутствовал своего ученика обратить внимание именно на социальную природу немецких диалектов.
Среди других выдающихся ученых, уроки и советы которых запомнились Генриху Николаевичу, – основоположник советской психологии Сергей Рубинштейн, выдающийся лингвист Лев Щерба и многие другие. Опекала ленинградских студентов-педагогов и Надежда Крупская.

Однако едва ли не больше, чем об alma mater, Генрих Классен вспоминал Ленинград и его особую атмосферу истинной столицы высокой культуры: этот удивительный город тоже стал для Классена важным «университетом». Вспоминая в своих записях его – Эрмитаж, Летний сад... – Генрих Николаевич оставляет где-то на втором плане ценные приметы времени: снос памятника Александра III и церквей, свидетелем чему он был, Гатчину, которую вскоре разрушат фашисты. То, как ленинградцы взбунтовались против табличек «Проспект 25 Октября», однажды развешанных по Невскому, и вскоре проспекту вернули его прежнее название.

Отвечая на вопрос, почему после окончания вуза в 1940 году он по своему желанию был распределен именно в Башкирию, Генрих Классен полушутя рассказывал о картине, которая висела в их комнате в общежитии: «Бой под Уфой», сцена из Гражданской войны. Интересно и еще одно соприкосновение с Башкирией. Глубоко погружаясь в историю немецкой литературы, «в индивидуальном порядке» работая в архивах и библиотеках, Генрих Классен открыл для себя «Беседы с Гёте» Петера Эккермана – тогда не переведенные и не известные советскому читателю. В числе прочих событий секретарь Гете описывает сцену с башкирскими лучниками, имевшую место в 1814 году, во время европейского похода армии Александра I. 

Прибыв на работу в Уфу, Генрих Классен вспомнил этот эпизод и изложил его по-русски в одном из местных изданий. С тех пор этот сюжет живет «самостоятельной жизнью» в культуре Башкортостана, многократно воспроизводясь в разных форматах и обрастая новыми подробностями.

В следующей части будет рассказано о том, как создавалась школа преподавания иностранных языков в Башкирии, какую роль в этом сыграли такие выдающиеся личности, как Джалиль Киекбаев, и в какой обстановке работали педагоги Башкирии на излете «культа личности» и после него.

Часть 1. «Детство»: http://bspu.ru/news/1308 

Фото:
1 – Генрих Классен на первом курсе Ленинградского пединститута, 1937
2, 3 – Генрих Классен в годы учебы в ЛГПИ им. Герцена с друзьями-однокурсниками

Фотографии