Начало функционирования кафедры социальной педагогики как структурного подразделения социально-гуманитарного факультета относится к 2002 году в связи с ее выделением из состава кафедры культурологии и социальной педагогики  в соответствии с приказом ректора БГПУ  № 607-К от 01.07.2002 г. В 2020 году кафедра вошла в состав Института педагогики.

Кафедра прошла 18-летний путь своего становления и развития, решая поставленную перед ее коллективом задачу профессиональной подготовки социально-педагогических кадров для системы образования и социальной защиты детства Республики Башкортостан. За годы своей образовательной деятельности кафедра успешно прошла все процедуры внутренней и внешней аттестации по системе менеджмента качества, аккредитации основных профессиональных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров.

Со дня создания кафедру возглавляла доктор педагогических наук, профессор Гузель Иншаровна Гайсина. С 2017 года кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Ирина Борисовна Цилюгина.

За годы функционирования кафедры сложился сплоченный коллектив единомышленников и высокопрофессиональных преподавателей, значительная часть которых являются выпускниками БГПИ. В настоящее время на кафедре трудятся д.п.н., проф. Г.И.Гайсина, к.п.н., доцент И.Б.Цилюгина, к.п.н., доцент Е.В.Трофимова, к.п.н., доцент  А.Ф.Фазлыева, к.п.н., доцент О.Н.Хахлова, ст. преподаватель О.В.Вечканова.

Цель деятельности кафедры – профессиональная подготовка квалифицированных кадров в области социальной педагогики и социальной работы, способных к эффективной работе по профилю подготовки и готовых к социальной и профессиональной мобильности.

Сегодня кафедра осуществляет профессиональную подготовку по следующим направлениям и профилям:

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика» (очно, заочно)

39.03.02 Социальная работа, профиль «Социальная защита и социальное обслуживание семей и детей» (очно, заочно)

44.04.02  Психолого-педагогическое образование, магистерская программа «Специалист по работе с семьей» (заочно).

В рамках направлений и профилей подготовки за последние годы кафедрой разработано и реализовано более 120 учебных дисциплин и 25 видов практик.

Усилия кафедры направлены на совершенствование содержания и технологий образовательного процесса на основе требований новых образовательных и профессиональных стандартов; проведение научно-теоретических и прикладных исследований актуальных проблем социальной педагогики; развитие кафедры как консультативно-научно-методического центра по проблемам социально-педагогического сопровождения образовательного процесса, замещающей семьи, а также социальной реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Кафедра ведет научные исследования по следующим направлениям:  социальное воспитание учащейся молодежи; психолого-педагогическое сопровождение замещающего родительства; социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; образовательное семьеведение.

В рамках научно-методической и научно-исследовательской работы кафедра сотрудничает с Министерством образования и науки РБ, Министерством семьи, труда и социальной защиты населения РБ,  Управлением по опеке и попечительству Администрации ГО г. Уфа, психолого-медико-социальными центрами, детскими домами и социальными приютами. По запросам  руководителей учреждений и организаций  образования и социальной защиты преподаватели кафедры регулярно выступают перед специалистами по актуальным проблемам защиты детства, вопросам совершенствования профессиональной деятельности, проводят мастер-классы и методические семинары, выступают экспертами и рецензентами социально-педагогических программ и проектов.

Материалы и результаты исследований членов кафедры нашли отражение в монографиях, научно-методические разработках и учебных пособия, научных публикациях в отечественных рецензируемых журналах и научных журналах, входящих в базу данных SCOPUS. Члены кафедры регулярно участвуют в международных, всероссийских и республиканских научных конференциях и семинарах.

Кафедра ведет целенаправленную работу и в области НИРС. Ежегодно бакалавры и магистранты принимают участие в работе научно-практических конференций, выступают с докладами и публикуют статьи. Лучшие работы студентов принимают участие в конкурсах научных студенческих работ, становятся победителями в различных номинациях.

Кафедра одной из первых среди педагогических вузов России стала разрабатывать и апробировать программы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, приемных родителей и замещающих семей. Профессорско-преподавательский коллектив являлся одним из авторов-разработчиков Закона РБ «О патронатном воспитании в Республике Башкортостан» и Республиканской программы по профилактике социального сиротства на 2010-2012 гг. по заказу МО РБ; победителем 7 федеральных и республиканских конкурсов грантовых проектов и программ по проблемам формирования социально зрелой личности; коррекционно-реабилитационной работы с приемными детьми и родителями; профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства; восстановления благоприятной для воспитания ребенка семейной среды (2010-2015 гг.). Одним из серьезных продвижений в решении кафедрой задач в сфере государственной семейной политики и детствосбережения является разработка и успешная реализация образовательных программ магистерской подготовки по профилям «Деятельность специалиста органа опеки и попечительства» и «Специалист по работе с семьей» (2016-2020 гг.).

Выпускники бакалавриата и магистратуры по профилям кафедры успешно трудятся в должности руководителей социальных приютов и  ресурсных центров «Семья», социальных педагогов общеобразовательных школ, детских домов, социальных приютов, специалистов отделов опеки и попечительства, психолого-медико-социальных центров, отделов образования районов республики и регионов страны.