Участники кластера "Экобиотех" городского технопарка "Город будущего" завершили учебный год с хорошими научными результатами

09 июня 2023

Участники кластера "Экобиотех" городского технопарка "Город будущего" выполняли свои научные исследования под руководством доцента Альфии Фазлутдиновой на базе лабораторий кафедры биоэкологии и биологического образования.  Результатом деятельности лаборатории «Кластер Экобиотех» является участие школьников в разнообразных конкурсах, конференциях, фестивалях: Конференция «Молодые интеллектуалы России», Корунас Владислав, 2 место; Молодежь Башкортостана, Корунас Владислав, Коганская Кира, дипломы участников; Конкурс исследовательских работ «Человек на Земле», Мустафина Карина, 3 место; Дни науки (БГПУ им. Акмуллы), Сорокин Егор, сертификат; Фестиваль естественных наук (БГПУ им. Акмуллы), Сорокин Егор, Сатарова Эльвина, сертификат; МАН, команда «Кластер Экобиотех», сертификат; НПК «Завтра начинается сегодня», Мустафина Карина, Коганская Кира, Шакирова Карина, Корунас Владислав, 1 место в секции Биология, 1 место в секции Экология; 3 место в секции Биология, 2 место в секции Экология.

Напомним, что в 2015 году на базе кафедры биоэкологии и биологического образования БГПУ им. М.Акмуллы и МБОУ ДО «ЭБЦ «ЛидерЭко» ГО г. Уфы была организована совместная лаборатория «Кластер «Экобиотех» городского образовательного центра «Технопарк «Город будущего». В основу создания данной лаборатории легли разработки и наблюдения преподавателей кафедры по вопросам взаимодействия с органами образования Республики Башкортостан. Не секрет, что в школьном образовании достаточно остро стоят проблемы в сфере дополнительного образования, это большой разрыв между наукой и школой – проведение неактуальных исследований, недостаточное развитие материальной базы – дети не имеют практических навыков проведения исследований, слабое методическое сопровождение – использование методик, не адаптированных для возраста учащихся и т.д. все эти предпосылки послужили некой отправной точкой для создания такой многофункциональной структуры, как лаборатория «Кластер «Экобиотех». Лаборатория оказывает дополнительную образовательную, информационно-методическую, организационную, консультационную поддержку студентам и школьникам, а это в свою очередь направлено на формирование образовательной среды, способствующей развитию общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студентов с одной стороны и развитию инновационного потенциала школьников с другой стороны.

Студенты естественно-географического факультета, курируют работу школьников, используя научно-методическую базу лаборатории, формируют способность самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, отрабатывают опыт профессиональной деятельности в процессе работы со школьниками, формируют следующие универсальные учебные действия:  системное мышление, способность к межотраслевой коммуникации,  работа в коллективе (деловые коммуникации),  готовность к профессиональной деятельности в режиме высокой неопределенности,  проектная деятельность,  способность регулировать ресурсами и управлять своим временем. У обучащихся вырабатываются основы культуры исследовательской деятельности, приобретаются навыки индивидуальной самостоятельной работы, развивается нестандартное мышление, развиваются индивидуальные дарования каждого школьника, совершенствуются практические умения и навыки владения современными методиками и технологиями

Деятельность лаборатории «Кластер «Экобиотех» направлена на внедрение инновационного педагогического опыта в практику, развитие сотрудничества с образовательными  организациями в плане расширения методической поддержки учителей, доступа учащихся к работе в лабораториях, в работе с одаренными детьми, знакомство с опытом работы учителей, грамотно выстраивающих научно-исследовательскую деятельность с детьми. Основными научными направлениями деятельности лаборатории «Кластер Экобиотех» являются: экологический мониторинг, экология растений и микроорганизмов, экология животных, экология человека, современные биотехнологии, рациональное природопользование.

Выполняя работы по экологическому мониторингу ребята учатся определять присутствие в окружающей среде того или иного загрязнителя методами токсикологии,  биоиндикации и биотестирования по наличию или состоянию определенных организмов, наиболее чувствительных к изменению экологической обстановки, т.е. обнаружением и определением биологически значимых антропогенных нагрузок на основе реакции на них живых организмов и их сообществ. В результате подобной работы создаются карты токсичности почвы определенных территорий; карты токсичности снега определенных территорий.

Используя коллекцию водорослей кафедры биоэкологии и биологического образования ВСАС обучащиеся знакомятся с тремя основными направлениями применения микроорганизмов в биотехнологии: биомедицина, промышленная биотехнологиия и агробиотехнология. В биомедицинском направлении выделяют разработку новых препаратов для фармакологии, вакцин, молекулярной диагностики, клеточные технологии. Промышленные биотехнологии включают в себя промышленные процессы с использованием биореакторов (ферментеров), микробную переработку отходов, получение биотоплива, биодеградируемых полимеров. В сельском хозяйстве используют технологии восстановления сельскохозяйственных земель, повышения устойчивости и урожайности растений и другие технологии. Благодаря полученным знаиям и опыту школьники создают биотехнологические препараты на основе водорослей и цианобактерий для выращивания сельскохозяйственных растений; суспензии клеток водорослей для выпаивания домашних животных и птицы. Также имется и дистанционное сопровождение «Кластера Экобиотех»: Республиканская экологическая олимпиада для одаренных детей «Экологический поиск» http://distolimp.bspu.ru/; Международный дистанционный конкурс научных работ юных исследователей «Проблемы современной экологии»http://distolimp.bspu.ru/.

Приглашаем школьников к научной работе в лаборатории «Кластер «Экобиотех» городского образовательного центра «Технопарк «Город будущего» в следующем учебном году!

Фотографии