21 ноября 2025 года на факультете психологии БГПУ им. М. Акмуллы в рамках Национально-педагогического форума прошла ежегодная Международная научно-практическая конференция «Рахимовские чтения 2025», посвященная памяти профессора, академика Рахимова Ахмета Закиевича.
Торжественное открытие состоялось в актовом зале факультета, где собрались все участники конференции: докладчики, профессорско-преподавательский состав факультета, психологи школ городов и районов Республики Башкортостан, психологи дошкольных образовательных учреждений, студенты, многочисленные гости мероприятия.
Открыла конференцию декан факультета психологии Лилия Халикова. В своем приветственном слове она отметила значимость научной деятельности академика Рахимова для будущих поколений психологов.
К участникам конференции с приветственным словом обратились Олеся Игоревна Леонова, исполнительный директор Федерации психологов образования России (г. Москва), Рустамджон Бобораджапзода – студент 3 курса факультета психологии (Республика Таджикистан), Эмир Абдивалиев– студент 1 курса факультета психологии (Республика Кыргызстан).
На пленарном заседании с докладом выступила Безгодова Светлана Александровна, кандидат психологических наук, директор Института психологии, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Светлана Александровна раскрыла актуальную тему: «ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ». Она обозначила проблемное поле, дала характеристику особенностям восприятия и переработки информации школьниками, детерминируемые цифровой средой, подробно рассказала о трансформации познавательного потенциала и дала рекомендации, как избежать негативных эффектов.
С докладом на тему: «НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АХМЕТ ЗАКИЕВИЧА РАХИМОВА» выступила Тимерьянова Лилия Николаева, заведующий кафедрой общей и педагогической психологии БГПУ им. М. Акмуллы, Отличник образования Республики Башкорстан.
В работе конференции очно и онлайн приняли участие представители всех уровней образования, руководители и специалисты психологических служб и центров, ученые высших учебных заведений Республики Башкортостан, России, Казахстана, Республики Кыргызстан, Республики Таджикистан. В адрес организаторов конференции поступило более 130 научный статей.
Работа секции «Психологическое и психическое здоровье субъектов образования», модераторами которой выступили доцент Антонина Шабаева и студентка Рада Нугайгулова, собрало широкий круг участников, что свидетельствует о высоком интересе к заявленной теме.
Ключевые выводы и направления работы секции:
Фокус на благополучии личности. Ряд выступлений был посвящен внутренним ресурсам человека. Исследование Г.Н. Габдуллиной выявило связь между «синдромом отложенной жизни» и экзистенциальным выгоранием, указав на необходимость помощи людям в проживании жизни «здесь и сейчас».
Профессиональная среда: риски и мотивация. Значительный блок докладов был связан с трудовой деятельностью. Э.Н. Хамидуллин проследил эволюцию мотивационных теорий в контексте цифровой эпохи. Практические аспекты были раскрыты в докладах о профессиональном выгорании медиков (С.А. Васильева) и мотивации менеджеров по продажах (Г.И. Абдрахманова). Общий вывод: современная профессиональная среда требует новых подходов к поддержанию психического здоровья и эффективности сотрудников.
Уязвимые группы и кризисные состояния. Секция не обошла стороной и сложные социально-психологические проблемы. Были затронуты темы суицидальных рисков у подростков (М.М. Муминова), феномена одиночества в молодежной среде (П.С. Рудявко). Эти выступления подчеркивают необходимость развития системы психологической помощи и профилактики.
Инструменты исследования и коррекции. Важной частью работы стали доклады, посвященные методам диагностики и индивидуальным особенностям личности. Так, А.Г. Ярметова представила стилевые особенности саморегуляции в связи с типом темперамента. Исследования З.Х. Мингафаровой и Л.М. Бузыкаевой осветили особенности профессиональной дезадаптации и психологические аспекты людей предпенсионного возраста.
Работа секции подтвердила, что психологическое здоровье является комплексной, многогранной проблемой, требующей внимания на всех этапах жизни человека – от подросткового возраста до зрелости и предпенсионного периода. Участники пришли к общему выводу о необходимости интеграции усилий науки и практики, разработки превентивных программ и внедрения современных методов психологической поддержки для всех субъектов образовательного процесса и профессиональной среды.
Секция стала плодотворной площадкой для обмена опытом, где академические знания встретились с молодым, свежим взглядом на актуальные проблемы психологии.
Работа секции «Психологическое сопровождение образования: вчера, сегодня, завтра», модераторами которой выступили доцент Альмира Гирфатова и студентка Авелина Шабаева, объединила опытных исследователей и молодых ученых, что демонстрирует преемственность поколений и высокий интерес к развитию психологической службы в системе образования.
Ключевые выводы и направления работы секции:
Диагностика и развитие личностного потенциала. В центре внимания ряда выступлений оказались инструменты и методы изучения индивидуальных особенностей личности. С докладом о современных подходах к профилированию психотипов выступила А.Р. Гирфатова, задав научный тон работе секции. Р.Р. Самигуллин представил сравнительный анализ методик проведения теппинг-теста, что важно для совершенствования диагностического инструментария в образовательной среде. Исследование П.В. Полещук было посвящено актуальной проблеме развития эмоционального интеллекта как ключевого ресурса для успешной адаптации.
Значительный блок докладов был связан с проблемами, возникающими у учащихся под влиянием стресса и личностных особенностей. А.А. Байдемирова и К.А. Сальникова представили результаты исследования тревожности и познавательной активности школьников в предэкзаменационный период, указав на необходимость специальной психологической подготовки к ГИА. А.А. Шабаева затронула одну из самых острых социальных проблем – школьный буллинг, подчеркнув фундаментальную роль семьи в его профилактике.
Профессиональное становление и риски деформации. Еще одним важным вектором обсуждения стали вопросы профессионального самоопределения и сохранения психического здоровья в трудовой деятельности. Н.С. Казанцева (в формате онлайн) систематизировала различные подходы к пониманию профессионального самоопределения. Р.М. Хамзина исследовала влияние акцентуаций характера на синдром эмоционального выгорания, что имеет прямое отношение как к будущим педагогам, так и к практикующим специалистам.
Работа секции подтвердила, что психологическое сопровождение образования – это динамичная, развивающаяся область, требующая комплексного подхода. Обсуждения показали, что необходимо продолжать разработку эффективных диагностических методик, внедрять профилактические программы для снижения тревожности и предотвращения буллинга среди учащихся, а также уделять особое внимание формированию психологической устойчивости и профессиональному самоопределению как студентов, так и работающих педагогов.
Секция стала продуктивной площадкой для диалога между теорией и практикой, где авторитетное слово ученых было дополнено свежим, исследовательским взглядом студентов и магистрантов на актуальные вызовы современной образовательной среды.
Работа секции «Современное детство: проблемы обучения, воспитания и социализации», модераторами которой выступили доцент Фания Нуриманова и студентка Алсу Галлямова, собрала широкий круг участников. Ключевые выводы и направления работы секции:
«Развитие личностного самоопределения и самореализации у детей» (Нуриманова Фания Касимовна, к.пс.н., доцент). Было подчеркнуто значение детства в формировании базисных основ личности (самооценки, ценностей, познавательных потребностей и способностей) и самоопределения и самореализации в последующие возрастные периоды.
Развитие эмоционального интеллекта младших подростков (Писецкая Светлана Евгеньевна). Выступление было посвящено теоретическим и практическим аспектам проблемы развития интеллекта. что успешно развивает автор на основе арт-технологий (эмоциональные выплески и саморегуляция).
Психологические особенности подростков с гаджет-зависимостью (Хайбуллина Луиза Амировна). Особое внимание в докладе было уделено профилактическим мероприятиям в предотвращении проблемы интернет-аддикций подростков. Своевременное преодоление факторов риска аддиктивного поведения в детстве создает условия для гармоничного развития личности в подростковом возрасте.
«Влияние личностных адаптаций на любовные установки у современной молодёжи» (Маматказина Ленара Бекировна). Были затронуты темы проблем личности, которые могут привести к сложным социально-психологическим проблемам во взрослой жизни. Эти выступления подчеркивают необходимость развития личности, системы психологической помощи и профилактики в наиболее ранние периоды детства.
Арт-терапия и творческие практики в профессиональном развитии в сфере индустрии красоты (Гимаева Юлия Игоревна). Важной частью доклада было о развитии творческих способностей человека с детства. Была подчеркнута роль арт-терапии для творческих экспрессий, но и в профилактике эмоционального выгорания специалиста, работающего с людьми в сфере креативной индустрии.
Работа секции подтвердила, что детство является основой развития личности и предпосылкой психологического здоровья на всех этапах жизни человека – от подросткового возраста до зрелости. Участники проявили активность в рассмотрении проблемных вопросов. Они пришли к общему выводу, что разработка и внедрение арт-терапевтических методов в психологическую практику создает условия для эффективной психологической поддержки всех субъектов образовательного процесса и профессиональной среды. Рассмотрение разных тем докладов создал системный взгляд на проблемы и их профилактику.
Работа секций была плодотворной и содержательной. Доклады, представленные на конференции, вызвали живой интерес у участников. Докладчикам задавали вопросы, интересовались содержанием работ.