Психологическое просвещение в общежитии

19 апреля 2025

В рамках учебной практики по получению первичных профессиональных умений студенты 2 курса по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения» под руководством педагога-психолога вуза Светланы Макаровой провели ряд мероприятий, направленных на психологическое просвещение учащихся, проживающих в общежитии.

8 апреля студенты познакомились с темой "Гормоны счастья". Ведущие тренинга Ирина Бажина и Анна Дмитриева начали свое выступление с помощью актуальных цитат "Нет пути к счастью, счастье - это путь" (Будда), "Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья" (Артур Шопенгауэр), далее перешли к вопросам, подводящим к теме, вовлекая участников тренинга в активное взаимодействие.

Ведущие рассказали о "гормонах счастья", а именно серотонине, окситоцине, дофамине и эндорфине, их влиянии на наш организм, как проявляется их дефицит и как их можно активировать естественным путем. Озвучили много различных примеров из жизни, провели интересные упражнения. Участникам очень понравились практические техники: "Подарок самому себе ", "Искусство самопрезентации", "Точки соприкосновения", которые действительно помогли почувствовать позитивный эффект на себе, выработав определенный гормон счастья.

Девушки проделали отличную работу, подготовив структурированную и понятную информацию. Им удалось создать теплую и поддерживающую атмосферу, что позволило участникам почувствовать себя комфортно, свободно делиться своими мыслями. Отдельно хочется отметить профессионализм ведущих, их готовность отвечать на вопросы.

9 апреля состоялся мастер-класс на тему "Прокрастинация и лень. Как с ними бороться?". С самого начала мероприятие привлекло  внимание студентов, так как проблема прокрастинации знакома многим не понаслышке, и участники были настроены узнать для себя что-то новое и полезное.

Ведущие мастер-класса Камила Замалова, Нурия Фаридонова отлично справились с поставленной задачей. Они доступно объяснили различие между прокрастинацияей и ленью, рассказали о причинах, которые могут стоять за этими состояниями, что помогло студентам лучше понять, почему те иногда откладываю дела на потом и как этим управлять.

Одним из главных моментов стало знакомство с  техниками, предложенными для борьбы с прокрастинацией. С помощью метода  "Квадрат Декарта" участники тренинга учились структурировать свои мысли и расставлять приоритеты, применение "Матрицы Эйзенхауэра"  помогло определить важность и срочность поставленных задач, взглянуть на свои дела с новой стороны. Техника "Съешь лягушку" вдохновила ребят начинать день с самых" неприятных"  дел, что в дальнейшем  способствует повышению продуктивности. А, обсуждение метода "Съешь слона" добавило элемент игры в процесс осознания своих целей и задач, что позволило студентам воспринимать свою работу менее пугающей и более управляемой.

Завершением мастер-класса стала релаксация по Джекобсону, которая помогла участникам расслабиться и усвоить полученные знания. Это был отличный способ подвести итоги и дать возможность мозгу отдохнуть после насыщенной информации.

10 апреля на тренинге «Стресс в общежитии и способы его устранения» участники погрузились в изучение одной из самых актуальных тем для студентов. Ведущие Камила Абдрахманова, Екатерина Байгузина, Валерия Васильева начали с объяснения природы стресса, затем разобрали ключевые стадии — от первоначальной мобилизации, когда тело готовится к действию, до фазы истощения, если стресс становится хроническим. Также выделили различиям между острым стрессом, который возникает в конкретных ситуациях, и хроническим, способным сохраняться месяцами.  

Теория логично подкреплялась практикой, в упражнении "Коробочка"   студенты активно включились в диалог: делились личным опытом, обсуждали, как шум соседей, нехватка личного пространства, конфликты из-за быта или учебная нагрузка влияют на их состояние, а затем предлагали свои способы решения проблем. Это обсуждение не только помогло увидеть, что трудности у многих похожи, но и стало мостом для взаимной поддержки: студенты осознали, что вместе можно найти выход даже из сложных ситуаций.

Затем участники перешли к освоению дыхательных упражнений, мышечной релаксацией. Под руководством ведущих все поочерёдно напрягали и расслабляли разные группы мышц всего тела. Упражнение показало, как физическое напряжение связано с эмоциональным, научило переключать тело в режим отдыха даже в условиях хаотичной обстановки общежития.

Завершился тренинг творческим заданием. Каждый участвовал в создании коллажа на тему "Моя жизнь в общежитии", используя вырезки из журналов, рисунки и надписи. Через творчество студенты визуализировали свои переживания, мечты и маленькие радости студенческого быта. Многие обнаружили, что даже в стрессе можно найти ресурсы для вдохновения.  

17 апреля на тренинге" Какие эмоции бывают и как они на нас влияют" участники познакомились с шестью базовыми эмоциями по классификации Пола Экмана: радость, печаль, гнев, страх, удивление, отвращение. Ведущие Инна Гарипова, Анастасия Исянбаева и Алексей Шерышов не только познакомили с разновидностями каждой эмоции, но и подробно рассказали об их когнитивных эффектах — то, как они влияют на наше мышление, внимание, память и принятие решений. Например, радость может проявляться как вдохновение, благодарность или восторг, а её когнитивный эффект — расширять фокус внимания, помогая видеть больше возможностей вокруг. Печаль, в свою очередь, бывает грустью, тоской или сожалением, и она замедляет мыслительные процессы, направляя нас на переосмысление опыта. Для каждой эмоции давалась не только теория, но и то, как она проявляется в теле и поведении. Так, страх может вызывать учащенное сердцебиение и желание избежать ситуации, а удивление — обострить восприятие, заставляя нас замечать детали.

Особенно ценными стали практические упражнения, которые помогли закрепить теоретический материал. При разборе печали применялось упражнение "Терапевтическое письмо", в котором участники описывали  ситуацию, вызвавшую данную эмоцию, чтобы понять, что она хочет нам показать: возможно, потребность в поддержке, отдыхе или изменениях. Для работы с гневом использовали "Коробочное дыхание"— технику, где вдох, задержка, выдох и пауза длятся по 4 секунды. Это помогло научиться переключать фокус с эмоции на тело. Удивление разбирали с помощью "Стоп-кадра": вспоминая неожиданную ситуацию, затем анализировали её причины и последствия, что развивало гибкость мышления. Для отвращения применяли "Ступени контроля"— учились принимать ситуацию или абстрагироваться от неё, что особенно полезно в общении с токсичными людьми.  

Завершился тренинг игрой " Одна эмоция на выходе", показавшей, что эмоции не есть, что-то абстрактное, а часть нашего ежедневного общения. Мероприятие превратилось в живой диалог чувств — участники радовались, удивлялись, немного злились, смущались, но в итоге лучше поняли, как  эмоции влияют на наше взаимодействие с окружающими.

По итогу посещения просветительских мероприятий студенты, проживающие в общежитии, оставили самые теплые отзывы. Они искренне поблагодарили за полученные практические инструменты для работы с психологическими трудностями, особенно отметив силу мышечного расслабления, умение взглянуть на проблемы под другим углом и что вместе можно найти выход из любых ситуаций!

Материал подготовили: педагог-психолог Макарова С.А.,

студентка факультета психологии 2 курса Замалова Камила.

Фотографии