14 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ ТАТАРСКОЙ НАУКИ

14 февраля 2025

14 февраля в тюркском мире отмечается как День татарской науки. В 2025 году исполняется 200 лет со дня рождения великого татарского ученого, просветителя, педагога Каюма Насыйри. За многогранное научное, творческое наследие, энциклопедический характер трудов, за передовые идеи в области языкознания, фольклора, этнографии, истории, точных и естественных наук, воспитания и обучения его называют “татарским Леонардо да Винчи”.

В Акмуллинском университете в Инститтуте филологического образования и межкультурных коммуникаций успешно функционирует образовательно-культурный центр Института Каюма Насыри. В педагогическом университете проходят мероприятия, приуроченные к знаменательной дате.

14 февраля была организована лекция-тренинг на тему “Синергия в языке. Этимологические гнезда в родственных языках” для студентов БГПУ им. М. Акмуллы, слушателей курсов татарского языка и обучающихся психолого-педагогических классов Татарской гимназии № 84 г.Уфы и Татарской гимназии № 65 имени Гази Загитова г. Уфы. Лекцию с элементами тренинга провела доцент, методист ОКЦ Института Каюма Насыйри Нурия Халиуллина. Во время лекции участники мероприятия узнали о взаимосвязи процессов познания окружающего мира и отражении их в системе языка. Просветитель в своих трудах постоянно отмечал важность научного исследования действительности, подчеркивал, что “наука придает силу мудрости человеческой”. На материале родственных языков были демонстрированы интересные закономерности развития языка, этимологические связи между лексическими единицами тюркских языков, был проведен сравнительный анализ структуры значений слов, связанных с общим корнем на уровне праязыка. Участники лекции в тренинговой форме сделали попытку раскрытия своего внутреннего мира, поделились своими установками по отношению к “вещам и событиям”. Синергия в языке представлена не только многочисленными общими корнями в родственных языках, но и едиными законами, концептами, образами в отражении мира в слове. “Такие лекции заставляют нас смотреть на наш мир другими глазами, открывают новые грани между языком, личностью и природой”, – отметила студентка 5 курса направления “Педагогическое образование” Энҗе Бакирова.

Гульчачак Шайхалиева, студентка группы ПОТЯ-АНЯ-51-20

Фотографии

Структура