VII Всероссийский научно-методический семинар «Иноязычное образование и межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве»

26 апреля 2024

24-25 апреля в рамках XXIV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Система непрерывного филологического образования: школа – колледж – вуз. Современные подходы к преподаванию дисциплин филологического цикла в условиях полилингвального образования» в БГПУ им.М.Акмуллы состоялся VII Всероссийский научно-методический семинар «Иноязычное образование и межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве». Семинар, как и в прошлом году, проходил в смешанном формате. Для участия в семинаре было подано более 40 заявок от известных методистов ведущих вузов, а также молодых учёных, аспирантов и студентов из Российской Федерации и ближнего зарубежья. Докладчики из Москвы, Нижнего Новгорода, Томска, Ельца, Санкт-Петербурга, Барнаула, Ижевска, Иваново, Аркалыка и Уфы выступили с интересными и содержательными докладами по актуальным проблемам иноязычного образования.

В своем выступлении доктор педагогических наук, профессор кафедры методики обучения иностранным языкам и междисциплинарных исследований в образовании Томского государственного университета, руководитель лаборатории социокогнитивной лингвистики и обучения иноязычному дискурсу Обдалова О.А. остановилась на ключевых понятиях, принципах и признаках современных методологических подходов к исследованию иноязычного образования.

Доклад доктора педагогических наук, профессора кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета Оберемко О.Г. был посвящен профессиональной подготовке учителя иностранных языков в контексте требований Профессиограммы.

Ведущий научный сотрудник НИЛ инновационной лингводидактики Нижегородского государственного лингвистического университета, кандидат педагогических наук Глумова Е.П. познакомила участников семинара с деятельностью Нижегородского государственного лингвистического университета как центра лингвообразования в регионе.

Постоянный участник наших научных мероприятий доктор педагогических наук, профессор кафедры восточных и европейских языков, перевода и лингводидактики Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина Карташова В.Н. рассказала о методическом потенциале средств искусства на уроках иностранного языка. 

Доклад аспиранта кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета Безукладникова В.К. был посвящен актуальной проблеме современности – лингвоцифровой  компетенции будущего учителя в рамках диалога культур в городском пространстве.

Коллега из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Кади С.В. рассмотрела содержательный компонент дискурса менеджера в обучении иностранному языку.

Большой интерес у участников семинара вызвало выступление аспиранта Алтайского государственного педагогического университета Лебедевой Е. В.,. посвященное технологии работы с франкоязычными кинофильмами.

Наш соавтор учебных пособий по методике обучения иностранным языкам, кандидат педагогических наук, доцент Московского педагогического государственного университета Иванова Т.В. представила результаты проведенного ей совместно с коллегами из московских вузов и школ исследования об языковой особенности произведений Д. Френсиса (лексические средства создания авторской образности в романах «Фаворит» и «Бурный финиш»).

Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института национального образования из Удмуртской Республики Костина К.Г. рассказала, как реализуется диалог культур в современном учебнике «Удмурт кыл» для начальной школы.

Интересный аспект рассмотрела в своем исследовании студентка Московского государственного лингвистического университета Соколова Д.Н., а именно – языковую тревожность как фактор влияния на формирование фонетико-фонологической компетенции.

На семинаре студентка 4 курса Аркалыкского педагогического института имени Ы. Алтынсарина Толстыкина В.М., а также преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты БГПУ им.М.Акмуллы выступили с очными докладами.

В своем выступлении доктор педагогических наук, профессор кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам Аитов В.Ф. остановился на средствах и путях развития творческих способностей будущего учителя иностранных языков.

Доцент кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам, старший научный сотрудник НИЛ «Методология и методы гуманитарных исследований» Киреева З.Р. раскрыла дидактический потенциал художественного текста как источника лингвокультурологической информации в курсе второго иностранного языка на материале новелл Ги де Мопассана.

Доклад гостьи из Казахстана Толстыкиной В.М (науч. руководитель – магистр, старший преподаватель Бакирова Ж. М.) был посвящен роли знания специфики различных образовательных потребностей учеников при подготовке учителя-филолога к работе в инклюзивном классе.

Результаты своих исследований представили аспиранты Абдулалиева Г.Д. и Нарзуллозода А.Х., магистранты Хасан Джутъяр Джалил Хасан и Хазиахметова С.А., студенты группы ПОИЯ_ФЯ-51-19 Вергузова А.О., Насртдинова Р.И., Страутина Е.Ю.

На семинаре посредством тайного голосования лучшим среди очных участников-студентов был признан доклад Страутиной Е.Ю.

Таким образом, в течение двух дней БГПУ им.М.Акмуллы был площадкой для обсуждения актуальных проблем методической науки и обмена опытом. Многие докладчики выразили готовность продолжить плодотворное сотрудничество. Следовательно, VII Всероссийский научно-методический семинар (с международным участием) «Иноязычное образование и межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве» прошел продуктивно. 

Фотографии

Структура

Диссертационные советы

Франкофонный ресурсный центр +7(347) 246-94-30 metodika-fr@yandex.ru 450008, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3-а, корпус №3