Коллективная монография «Воспитательный потенциал этнопедагогики тюркских народов»

12 декабря 2024

Монография выполнена в рамках Государственного задания «Воспитательный потенциал этнопедагогики тюркских народов в современных условиях» (рег. номер: 1023032800398-5-5.3.1).

 Коллективная монография посвящена одной из актуальных направлений в этнопедагогике, выявлению и изучению потенциала народного воспитания тюркских народов, являющегося значимым аспектом многогранного гуманитарного знания – педагогики. В книге раскрываются истоки башкирского просветительского движения в национальном образовании, освещается история становления национальной школы, актуализируется включение фольклора, ценностей традиционной культуры в образовательные программы, системы воспитания и обучения в Республиках Саха (Якутия), Алтай, Татарстан, Башкортостан. Предлагаются методики и принципы актуализации дисциплин как этнофольклор, этнография, этнопсихология, репрезентируемых в педагогической компетенции учителей и т.д. Книга адресована педагогам, практикующим в своей профессиональной деятельности этнопедагогику, будущим учителям, студентам, магистрантам, аспирантам, исследователям в других областях гуманитарной науки, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами национального воспитания и образования. 

Коллективная монография «Воспитательный потенциал этнопедагогики тюркских народов», выполненный в рамках НИР Государственного задания (рег. номер: 1023032800398-5-5.3.1), направлена на решение значимых для этнопедагогики задач и проблем, позволяющих изучить: духовно-нравственные истоки феномена межкультурного согласия в поликультурном пространстве в концепциях этнопедагогики в России; этнопедагогику тюркских народов РФ как воспитательный потенциал в системе образования; пути формирования этнокультурной компетентности учителя; внедрение в национальное образование РФ традиционных обычаев и обрядов, устно-поэтического творчества тюркских народов нравственно-дидактического, педагогического характера. В настоящей книге освещаются лингводидактические аспекты этнопедагогики тюркских народов РФ в образовании, особенности этнопедагогики как доказательной дисциплины по сохранению национальных языков тюркских народов РФ, акцентируется роль семьи в формировании этнокультурных ценностей у детей.  Ставятся перспективные задачи изучения жизни и творчества известных педагогов, народных просветителей тюркского мира, прославивших Россию своей передовой деятельностью. 

В монографии приняли участие авторы из таких регионов, как Башкортостан, Татарстан, Саха-Якутия, Алтай, в материалах которых указанная тема раскрывается многогранно и многоаспектно. В представленных статьях авторов прослеживается высокая компетентность, логическая последовательность излагаемого материала, глубина и системность анализа с точки зрения этнопедагогики. Научные результаты, положения, выводы аргументированы на большом педагогическом, научно-исследовательском, воспитательном опыте ученых-преподавателей, практиков. Потому исследования носят ярко выраженный практикоориентированный характер.

Одна из статей посвящена новой книге "Сокровища башкирского народного творчества", автором-составителем которого является профессор БГПУ им. Акмуллы, известный ученый-энциклопедист, аксакал башкирской литературы, народный поэт Башкортостана, педагог и общественный деятель, почетный гражданин города Уфы Рашит Шакур. Издание "Сокровищ" осуществлено Всемирным курултаем башкир при поддержке фонда грантов Главы РБ