«Университетская суббота» погрузила десятиклассников в мир русского слова

12 ноября 2024

9 ноября 2024 года  доцент кафедры русского языка, теоретической и прикладной лингвистики БГПУ им. М. Акмуллы, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования, абсолютный победитель конкурса «Учитель года Башкортостана - 2021 г», кандидат педагогических наук, Отличник образования Республики Башкортостан Лилия Канафовна Муллагалиева в рамках уникального профориентационного проекта Акмуллинского университета «Университетские субботы» провела для учеников 10-х психолого-педагогических классов МАОУ «Татарская гимназия №65 им. Гази Загитова» и МАОУ «Татарская гимназия № 84» мастер-класс на тему: «Изучение концептов русской языковой картины мира как осмысление  духовной истории России».

Мастер-класс для десятиклассников в Технопарке универсальных педагогических компетенций был посвящен важной лингводидактической проблеме  изучения концептов русской языковой картины мира в школе в целях формирования лингвокультурологической компетенции и воспитания патриотизма. Выступление Лилии Канафовны отражает идеи когнитивной лингвистики, лингвокультурологии и метапредметного подхода в методике преподавания русского языка.

Учащиеся психолого-педагогических классов осмыслили языковое выражение концептов  «человечность», «совесть», «любовь», «окно», «бабушка» и др., погрузились в смысл  пословиц, содержащих семантический компонент «совесть», обратились к художественным произведениям, в которых концепт становится способом раскрытия авторской идеи, на материале литературы 20 века обсудили педагогическую проблему гуманного воспитания «Кнут или пряник?» 

Спикер  рассмотрела проблему понимания сущности концептов в широком историко-культурном контексте, привлекая материал живописи башкирских художников (Александр Тюлькин, Борис Домашников), музыки (Дмитрий Хворостовский), литературы народов России (Виктор Астафьев, Мустай Карим, Расул Гамзатов, Виталий Сероклинов и др.), отечественной мультипликации (Ю. Норштейн), создав ситуацию живого диалога поколений и диалога культур. Произведения русской классики А.Пушкина, Н.Гоголя, И.Тургенева и др. были проанализированы оригинально, по-новому, что позволило старшеклассникам переосмыслить прочитанное и убедиться в правильности выбора будущей профессии филолога.

Мастер-класс завершился рефлексией десятиклассников, ребята тепло оценили эту встречу. Вместе  с Лилией Канафовной ребята пришли к выводу, что русское слово и русская литература – летопись духовной истории народа.

Полная запись мастер-класса доступна по ссылке:

https://m.vk.com/video884043337_456239019

Фотографии