Рефлексивный подкаст как инструмент развития критического мышления студентов в условиях медиаобразования

19 мая 2023

Под таким названием прошло очередное заседание Философского клуба «Генезис» в смешанном формате 19 мая 2023 с участием студентов 1 курса психолого-педагогического направления БГПУ им. М. Акмуллы. Подтема дискуссии философского клуба - «Философия добра и зла в современном мире».

Организаторы и ведущие мероприятия – Флорида Абдрахманова и Рида Еникеева, преподаватели кафедры обществознания, права и социального управления.

Специальный гость заседания – Евгений Геннадьевич Цуркан, кандидат философских наук, заместитель заведующего кафедрой по научной работе кафедры социальной философии и философии истории МГУ им. М. В. Ломоносова. Зарубежный гость – Юрий Яковлевич Бондаренко, кандидат философских наук, профессор Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова.

Особенностью прошедшего мероприятия явилось то, что организаторами были выстроены три теоретических измерения с целью подчеркнуть уникальную природу подкастов для размышлений студентов – дотекстовый, текстовый и послетекстовый уровни развития критического мышления. Подкасты – это цифровые медиафайлы на основе аудио, которые часто принимают форму повествования или диалога.

Обучающиеся до мероприятия прослушали подкаст по философской проблеме «Добро и зло», авторами которого явились Евгений Цуркан, Сева Ловкачев и Николай Андреев. На основе критического сомнения обучающимися были сформулировали критические вопросы по изучаемой проблеме, к примеру, такие как: 

  1. Мораль начинается с табу, а чем она заканчивается? Существуют ли какие-то границы морали? 
  2. Может ли существовать абсолютная мораль, исходя из правила золотой морали? 
  3. Если бы не было зла, возможно ли такое, что у общества и цивилизаций не было бы такого технического прогресса, который мы имеем сейчас? Как мы знаем, всплески технического прогресса в основном происходят во время противостояния добра и зла, например, во время войн. И, по моему мнению, если бы существовало лишь одно добро, ему бы не было смысла соперничать с кем-то и развиваться? 
  4. Зло творит добро, а добро – зло? Искажают ли детские сказки представления о добре и зле у детей? И на сколько? Является ли зло результатом бездействия, и является ли добро таковым? 
  5. Как, с философской точки зрения, понять высказывание "не делай добра – не получишь зла"? Стоит ли тогда делать наоборот? 
  6. В подкасте была фраза, что человека нельзя назвать хорошим без контекста. Если человек хороший только в каком-то определенном контексте (я считаю, что он хороший, потому что помог, например), то каков человек во всех других смыслах? 
  7. Какие аспекты рутины, лично вы, отнесете к хорошим, а какие – к плохим? Может быть есть какие-то особенности? На сколько была развита Рефлексия до 21 века? 
  8. По Аристотелю, как упоминалось в подкасте, добродетель – это средство достижения счастья. По Канту же, это не так из-за несовершенности мира. Человек, делающий добро, не обязательно достигает счастья. Так что же есть «добродетель»?

Во время обсуждения медиатекста (подкаста) Евгений Геннадьевич отвечал на вопросы студентов. Диалог перерос в дискуссию благодаря метким примерам и мягким критическим аргументам Юрия Яковлевича. Спикеры присоединились к обсуждению онлайн. Отметим, что организация пространства межличностного сетевого взаимодействия, в котором человек общается с разными людьми, обменивается опытом, находит ответы на свои вопросы и перенос его одновременно в реальный формат непосредственного общения – уникальна сама по себе. Евгений Геннадьевич, как ведущий подкаста, «вживую» общался со студентами, расширяя рамки их рефлексии посредством представления философских теорий и концепций, а также развивая этические компетенции на практических примерах и аналогиях из реальной современной повседневности. Молодой ученый продемонстрировал масштаб и красоту критического мышления, легко и убедительно раскрыв сюжет социальной панорамы исторической эволюции самой проблемы – Сократ, Платон, Аристотель, И. Бентам, И. Кант и др. представители этических стратегий. Мероприятие показало, что рефлексия является ключевой учебной целью педагогического образования, и что ее можно развивать посредством такой современной медиатекстовой формы обучения как подкаст. Образовательные преимущества подкастинга высоки, и прошедшее заседание философского клуба подтвердило его ценность. Студенты отметили, что интерес к изучению философии возрос после прослушивания подкаста, а во время его обсуждения актуализировались новые аспекты извечной проблемы добра и зла. Обучающмся было предложено домашнее задание – подготовить студенческий подкаст в продолжение встречи как результат рефлексии по итогам мероприятия.

Фотографии

Структура

Студенческие объединения

Философский клуб «Генезис»
Философский клуб «Генезис» +7 (347) 246-22-71 kafpio@mail.ru РБ, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д.55, 203 ауд.