В то время, как многие отмечают День влюбленных, мы обратимся к двум другим неофициальным праздникам, отмечаемым 14 февраля, – Международному дню дарения книг и Дню компьютерщика. Символично совпадение этих дат в той связи, что и книга приобрела цифровую форму. Бумажная и электронная книга сегодня не противопоставлены, а дополняют друг друга, но именно чтение остается главным источником информации, знаний. О книгах, чтении, информационных технологиях мы беседуем с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин БГПУ им. Акмуллы Риммой Аскаровной Гильмияновой.
– Римма Аскаровна, я вспоминаю персонажа из «Похождений бравого солдата Швейка», который говорил: «Книга, господа, это множество нарезанных в четвертку листов бумаги разного формата, напечатанных и собранных вместе, переплетенных и склеенных клейстером». Можно ли считать это аксиомой или бумажный формат безнадежно устарел?
– Для начала обратимся к истории. Книга ведь не всегда была бумажной, форма ее менялась на протяжении развития различных цивилизаций. В глубокой древности, в той же самой Месопотамии, использовались глиняные таблички и клинопись, потому что глина была самым доступным материалом для изготовления книг. В Древнем Египте использовался папирус, книги были представлены в виде рулонов. В районах Передней Азии, где было распространено скотоводство, в качестве материала для письма стали использовать пергамент – особым способом выделанную кожу молодых животных. Особенность пергамента заключалась в том, что он мог складываться, это определяло форму книгу. Наконец, в Китае создали бумагу, ее автором считается чиновник царских мануфактур Цай Лунь. Сначала бумага была побочным продуктом шелкового производства, потом для изготовления бумаги помимо шелка стала использоваться ветошь хлопка. И именно бумага на долгие столетия определила форму книги кодекса, фактически стала основным материалом для производства книг.
Сейчас на смену бумажной книге пришла электронная книга, которая во многом обладает большими возможностями. Это, к примеру, возможность создания так называемого гипертекста – текста, который можно преобразовывать и дополнять. С одной стороны, электронная книга, расширяет возможности человека по освоению информации, но, с другой стороны, есть определенный риск – когда мы обращаемся к гипертексту и переходим от одной ссылки к другой, зачастую может теряться первоначальный смысл, который мы хотели для себя выяснить.
Тем не менее, говорить, что сейчас существует яркое соперничество между электронной и бумажной книгой, я бы не стала. Потому что каждая эпоха определяет свои источники информации, определяет формы. Сегодня электронная книга очень востребована, но как показывает статистика, востребована и бумажная книга. Хотя, конечно, тиражи бумажных книг сокращаются, это однозначная тенденция, но расширяется ассортимент выпускаемых книг.
– До сих пор встречаются консервативно настроенные читатели, которые не принимают книгу в электронном виде? Почему им так важно именно перелистывать страницы?
– Есть немало любителей, в том числе среди молодых людей, для которых книга – это произведение искусства. Если печатная книга хорошо оформлена, напечатана на качественной бумаге, имеет твердый переплет, то это дает больше пищи для ума и воображения. Что будет дальше? Можно предположить, что печатная книга будет использоваться только коллекционерами, библиофилами как предмет искусства. А основной для чтения станет электронная книга.
– Как известно, книга – лучший подарок. Но не можем же мы подарить человеку ссылку для скачивания. Стало быть, бумажная книга еще будет оставаться актуальной как предмет дарения, элемент престижа?
– Конечно. Важно, если делать книгу подарком, исходить из интересов, увлечений того человека, которому собираешься книгу подарить. Чтобы он действительно радовался этому подарку, нужно быть уверенным в том, что он будет книгу читать и перечитывать. Книга и человек должны найти друг друга.
– С другой стороны, у электронной книги по сравнению с бумажной ряд преимуществ в плане доступности.
– Да, особенно это касается образовательной цели. Обращение к электронной книге в этом случае более продуктивно, потому что электронные книги сейчас систематизированы – и в электронной библиотечной системе, и в электронной библиотеке. Самая известная в нашей стране – это национальная библиотека elibrary.ru. Также очень популярна в научном сообществе электронная библиотека «КиберЛенинка». Доступ к книгам осуществляется мгновенно. Осуществляется оцифровка фондов общедоступных и научных библиотек, создаются цифровые коллекции книг, особенно тех, которые представляют историко-культурную ценность.
Идет активный рост обращения к электронным библиотекам художественной литературы. Наиболее интересной, на мой взгляд, где представлены все жанры и направления, является библиотека «ЛитРес».
– Когда-то у книги как источника информации не было конкурентов. В ХХ веке появились радио, кино, телевидение. Сейчас информация льется из каждого утюга. Стали ли люди из-за этого меньше читать и так ли это плохо – получать информацию не только с помощью написанных текстов?
– Действительно, с развитием информационных технологий происходил спад чтения. Это явление сначала наблюдалось за рубежом. Там развитие IT началось раньше, чем у нас лет на 15-20, примерно в конце 1980-х – 90-х годах, когда начал активно распространяться интернет. Педагоги забили тревогу, потому что дети стали меньше читать, хуже мыслить, и медленнее развивалось их критическое мышление. Страна за страной стали принимать национальные программы поддержки развития чтения, потому что поняли, что книга должна сопровождать человека с самого рождения и на протяжении всей его жизни. Иначе развивается так называемая функциональная неграмотность, когда человек, закончивший школу, и переставший читать, фактически перестает развиваться, и у него пропадают сформированные навыки чтения. С принятием таких программ ситуацию удалось исправить.
– А как обстояла ситуация с чтением в нашей стране?
– В 1990-е и начале 2000-х годов, когда стали проводиться исследования навыков, которые приобретает ребенок в школе, выяснилось, что мы глубоко отстаем от других стран – и по уровню критического мышления, и по уровню аналитических навыков. И все это стало результатом того, что дети стали намного меньше читать. К сожалению, у нас нацпрограмма поддержки чтения так и не была принята на государственном уровне. Об этом говорилось, но она была одобрена только Российским книжным союзом в 2007 году. Однако на уровне субъектов Российской Федерации региональные программы поддержки развития чтения стали приниматься. За последние годы наблюдается рост чтения, в том числе за счет электронных книг. Развивается так называемое экранное чтение. Не важно, с какого носителя ты читаешь, важно, что ты извлекаешь из прочитанного, что становится твоим внутренним знанием, и то, что ты потом используешь в своей деятельности – профессиональной, творческой, досуговой, бытовой. Мы даже не ставим вопрос: читать или не читать. Без чтения развитие человека невозможно. Чтение – это та единственная технология освоения знания, которая существует у человечества.
– Мне попалось интересное высказывание известного музыканта Тилля Линдеманна, который сказал, что предпочитает книги фильмам, потому что в кино он видит картинку, которую нарисовал ему режиссер, а при чтении книги он сам создает себе образы.
– Согласна. Здесь уместно будет упомянуть имя ученого-исследователя Николая Александровича Рубакина – автора теории библиопсихологии. Одна из его идей заключается в том, что у книги нет абсолютно объективного содержания, и каждый человек по-своему воссоздает читаемый текст – на основе собственного жизненного опыта, своего мироощущения, настроения и тех установок, которые у него есть при чтении в данный момент. Поэтому одно и то же произведение мы можем в разные годы воспринимать по-разному. Рубакин говорил, что каждый человек должен найти своего писателя, который родственен его мироощущению. Если находишь такого писателя, то воспринимаешь его книги так, что они становятся твоими. В таком случае звуки, чувствуешь запахи ты не просто читаешь произведение, ты видишь происходящее, слышишь. Здесь включается и обоняние, и осязание, и слух, и зрение. Например, когда я читаю Ивана Бунина, я ощущаю запахи – антоновских яблок, грибной сырости в овраге после дождя, вижу осенний сад, слышу писк птички, севшей на подоконник, ощущаю чистый воздух, льющийся в окно.
– Я как раз хотел об этом Вас спросить. Помню, с большим удовольствием смотрел по «Культуре» архивные записи лекций литературоведа Юрия Михайловича Лотмана. Он говорил, что книги надо не просто читать, а надо перечитывать, потому что с разным возрастом мы их воспринимаем по-разному. Не потому что книга изменилась, а потому что мы изменились. С другой стороны, информации становится все больше и больше, и хочется прочитать то, что еще не читал, ведь столько еще не прочитанного.
– Знаете, я ежегодно перечитываю « Трое в лодке, не считая собаки» Джерома Клапки Джерома, и мне это нравится. Наверное, каждый для себя должен составить свой список книг для прочтения. И это будет только его список. В книжных блогах часто можно встретить список «сто книг, обязательных для прочтения». Я смотрю такие списки, могу что-то там для себя отметить для прочтения, но знаю, что какой-то конкретный автор может меня и не «зацепить». Мне хочется мое личное время тратить на те книги, которые будут соответствовать моему настроению, моему мироощущению, которые дадут мне то, чего мне, может быть, не хватает в реальной жизни. Наша жизнь настолько быстротечна, что мы сможем прочитать лишь маленькую толику книг. Поэтому лучше читать то, что близко вам по мироощущению, настроению автора или позволяет вам ощутить мир какими-то новыми гранями.
– Насколько актуальна сегодня классика? Не устарела ли?
– Классика, наверное, – это чтение не для всех. Казалось бы, классика – это произведения на все времена, и в каждой эпохе человек может извлечь для себя из классической литературы тот культурный смысл, который для него актуален. Но не все классические произведения я стала бы перечитывать. В юности переживания «Бедной Лизы» Н. Карамзина нашли отклик в моей душе, но сегодня перечитывать эту повесть я не стала бы. Может быть, с точки зрения знания истории литературы должны быть прочитаны и произведения Г. Державина, и стихотворения М. Ломоносова, но филологами. А вот обычному читателю, например, школьнику не хочется читать объемные классические произведения, и он ищет другие варианты (изложение содержания книги, ее экранизация). Я – за глубокую переработку содержания курса школьной литературы: сокращение объема чтения классических произведений, расширение списка произведений современных авторов.
– Александр Невзоров считает, что художественная литература – вещь ненужная, мешающая развитию человека. С его точки зрения, нужно читать только научную литературу. С другой стороны, Дмитрий Быков всегда находит аналогии в художественной литературе в сегодняшнем дне, доказывая таким образом ее актуальность. Кто из них прав?
– Здесь нужно искать золотую середину. Не может быть абсолютно правым только один, и абсолютно неправым другой. Однако школьный курс литературы нужно менять. Как здесь найти золотую середину – об этом надо думать. Школьный курс литературы должен вызывать у ребенка желание читать, это однозначно. На уроки литературы ученик должен идти с радостью, особенно если это уже подросток. В подростковом возрасте очень развит нигилизм, поэтому учителю литературы приходится достаточно трудно. Однако хороший учитель своей любовью к литературе умеет школьников вдохновить на чтение. Именно литература, школьные сочинения позволяют развивать те аналитические навыки, то критическое мышление, которые необходимы современному школьнику, будущему студенту, специалисту и гражданину.
Фото и иллюстрации: Е. Соколов
Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»
Автор: Евгений Соколов
Материал взят с сайта https://panoramarb.ru/articles...