Студенты-психологи БГПУ имени М. Акмуллы ведут просветительскую работу в общежитии

21 апреля 2025

Министерство просвещения РФ  одной из приоритетных задач ставит содействие по созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья обучающихся образовательных организаций.  

В рамках учебной практики по получению первичных профессиональных умений студенты 2 курса по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения» под руководством педагога-психолога вуза, старшего преподавателя кафедры возрастной и социальной психологии Светланы Макаровой провели ряд мероприятий, направленных на психологическое просвещение учащихся, проживающих в общежитии.

8 апреля студенты познакомились с темой "Гормоны счастья". Ведущие тренинга Ирина Бажина и Анна Дмитриева начали свое выступление с помощью актуальных цитат "Нет пути к счастью, счастье - это путь" (Будда), "Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья" (Артур Шопенгауэр), далее перешли к вопросам, подводящим к теме, вовлекая участников тренинга в активное взаимодействие.

Ведущие рассказали о "гормонах счастья", а именно серотонине, окситоцине, дофамине и эндорфине, их влиянии на наш организм, как проявляется их дефицит и как их можно активировать естественным путем. Озвучили много различных примеров из жизни, провели интересные упражнения. Участникам очень понравились практические техники: "Подарок самому себе ", "Искусство самопрезентации", "Точки соприкосновения".

Девушки проделали отличную работу, подготовив структурированную и понятную информацию. Им удалось создать теплую и поддерживающую атмосферу, что позволило участникам почувствовать себя комфортно, свободно делиться своими мыслями. Отдельно хочется отметить профессионализм ведущих, их готовность отвечать на вопросы.

9 апреля состоялся мастер-класс на тему "Прокрастинация и лень. Как с ними бороться?". С самого начала мероприятие привлекло  внимание студентов, так как проблема прокрастинации знакома многим не понаслышке.

Ведущие мастер-класса Камила Замалова, Нурия Фаридонова отлично справились с поставленной задачей. Они доступно объяснили различие между прокрастинацией и ленью, рассказали о причинах, которые могут стоять за этими состояниями, это помогло студентам лучше понять как управлять собой.

"Одним из главных моментов стало знакомство с  техниками. С помощью метода  "Квадрат Декарта" участники тренинга учились структурировать свои мысли и расставлять приоритеты, применение "Матрицы Эйзенхауэра"  помогло определить важность и срочность поставленных задач, взглянуть на свои дела с новой стороны. Техника "Съешь лягушку" вдохновила ребят начинать день с самых" неприятных"  дел, что в дальнейшем  способствует повышению продуктивности. Обсуждение метода "Съешь слона" добавило элемент игры в процесс осознания своих целей и задач", - отметила Светлана Макарова..

Завершением мастер-класса стала релаксация по Джекобсону, которая стала способом подвести итоги.

10 апреля на тренинге «Стресс в общежитии и способы его устранения» участники погрузились в изучение одной из самых актуальных тем для студентов. Ведущие Камила Абдрахманова, Екатерина Байгузина, Валерия Васильева начали с объяснения природы стресса, затем разобрали ключевые стадии — от первоначальной мобилизации, когда тело готовится к действию, до фазы истощения, если стресс становится хроническим. Также выделили различиям между острым стрессом и хроническим.  

Теория логично подкреплялась практикой, в упражнении "Коробочка" студенты активно включились в диалог: делились личным опытом, обсуждали, как шум соседей, нехватка личного пространства, конфликты из-за быта или учебная нагрузка влияют на их состояние, а затем предлагали свои способы решения проблем. 

Затем участники перешли к освоению дыхательных упражнений, мышечной релаксации. Упражнения показали, как физическое напряжение связано с эмоциональным, научило переключать тело в режим отдыха.

Завершился тренинг творческим заданием. Каждый участвовал в создании коллажа на тему "Моя жизнь в общежитии", используя вырезки из журналов, рисунки и надписи. Через творчество студенты визуализировали свои переживания, мечты и маленькие радости студенческого быта. Многие обнаружили, что даже в стрессе можно найти ресурсы для вдохновения.  

17 апреля на тренинге" Какие эмоции бывают и как они на нас влияют" участники познакомились с шестью базовыми эмоциями по классификации Пола Экмана: радость, печаль, гнев, страх, удивление, отвращение. Ведущие Инна Гарипова, Анастасия Исянбаева и Алексей Шерышов не только познакомили с разновидностями каждой эмоции, но и подробно рассказали об их когнитивных эффектах — как они влияют на наше мышление, внимание, память и принятие решений. Например, радость может проявляться как вдохновение, благодарность или восторг, а её когнитивный эффект — расширять фокус внимания, помогая видеть больше возможностей вокруг. Печаль, в свою очередь, бывает грустью, тоской или сожалением и она замедляет мыслительные процессы, направляя нас на переосмысление опыта. Для каждой эмоции давалась не только теория, но и то, как она проявляется в теле и поведении. Так, страх может вызывать учащенное сердцебиение и желание избежать ситуации, а удивление — обострить восприятие, заставляя нас замечать детали.

Особенно ценными стали практические упражнения, которые помогли закрепить теоретический материал. При разборе печали применялось упражнение "Терапевтическое письмо", в котором участники описывали  ситуацию, вызвавшую данную эмоцию, чтобы понять, что она хочет нам показать: возможно, потребность в поддержке, отдыхе или изменениях. Для работы с гневом использовали "Коробочное дыхание"— технику, где вдох, задержка, выдох и пауза длятся по 4 секунды. Это помогло научиться переключать фокус с эмоции на тело. Удивление разбирали с помощью "Стоп-кадра": вспоминая неожиданную ситуацию, затем анализировали её причины и последствия, что развивало гибкость мышления. Для отвращения применяли "Ступени контроля"— учились принимать ситуацию или абстрагироваться от неё, что особенно полезно в общении с токсичными людьми.  

Завершился тренинг игрой "Одна эмоция на выходе", показавшей, что эмоции - это не что-то абстрактное, а часть нашего ежедневного общения. Мероприятие превратилось в живой диалог чувств — участники радовались, удивлялись, немного злились, смущались, но в итоге лучше поняли, как  эмоции влияют на наше взаимодействие с окружающими.

По итогу посещения просветительских мероприятий студенты, проживающие в общежитии, оставили теплые отзывы. Они искренне поблагодарили за полученные практические инструменты для работы с психологическими трудностями, особенно отметив силу мышечного расслабления, умение взглянуть на проблемы под другим углом и что вместе можно найти выход из любых ситуаций!

Материал подготовили педагог-психолог Светлана Макарова,

студентка факультета психологии 2 курса Камила Замалова.

Фотографии

Структура

Отдел воспитания молодежи +7 (347) 246-32-17 dvrimp@bspu.ru г. Уфа, ул. Октябрьской революции 3а, корп. 1, каб. 403
Отдел социальной и психологической поддержки обучающихся +7 (347) 246-32-17 dvrimp@bspu.ru г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, корп. 1, каб. 406
Отдел творческого развития и корпоративной культуры
Отдел творческого развития и корпоративной культуры +7 (347) 246-32-17 dvrimp@bspu.ru г. Уфа, ул. Октябрьской революции 3а, корп. 1, каб. 403
Сектор спортивной и физкультурно-массовой работы «Арслан»
Сектор спортивной и физкультурно-массовой работы «Арслан» +7 (347) 246-97-90 ssk_arslan@bspu.ru ул. Коммунистическая, 54А , Уфа
Управление проектной деятельности
Управление проектной деятельности +7 (347) 246 55 87 upd@bspu.ru РБ, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а 406 каб.