В БГПУ им.М.Акмуллы обсудили проблемы и перспективы полилингвального образования

22 октября 2021

22 октября 2021 года в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы состоялся межрегиональный научно-методический семинар «Перспективы и проблемы полилингвального и поликультурного образования в РФ». Он прошел в формате круглого стола в рамках реализации научно-исследовательского проекта Минпросвещения России «Сравнительный анализ практик внедрения полилингвальной модели поликультурного образования (на примере Республик Башкортостан, Татарстан, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия) и др.)».

В рамках выполнения госзадания Министерства просвещения РФ в течение 2021 года специалисты Башгоспедуниверситета посетили разные регионы страны, где ведется полилингвальное образование, изучали существующие формы и методы организации работы в полилингвальных школах, встречались с учителями и школьниками. В этом году было проведено пилотажное исследование, в котором участвовали 26 школ и более 1000 школьников.

На площадке Акмуллинского университета в очном и дистанционном формате встретились ученые и педагоги из Башкортостана, Москвы, Чувашии, Северной Осетии, Татарстана, Якутии, Кабардино-Балкарии, Чечни. В рамках круглого стола обсуждались основные тенденции развития полилингвального и поликультурного образования, вопросы ресурсного обеспечения и учебно-методического сопровождения полилингвального образования, прошел обмен опытом реализации моделей полилингвального образования в субъектах РФ.

Участников межрегионального научно-методического семинара приветствовали ректор БГПУ им. М. Акмуллы Салават Сагитов, первый заместитель министра образования и науки Башкортостана Ильдар Мавлетбердин и ректор Чеченского государственного педагогического университета Исмаил Байханов.

Приветствуя участников научно-методического семинара, ректор Башгоспедуниверситета им. М. Акмуллы Салават Сагитов обозначил основные направления проводимых исследований и поблагодарил коллег из вузов и органов управления образованием регионов за помощь и поддержку в реализации исследовательского проекта.

Заместитель министра образования и науки Башкортостана Ильдар Мавлетбердин отметил, что в Башкортостане работают 4 полилингвальные многопрофильные школы, в которых обучаются более 4,5 тысяч детей и работают более 200 педагогов. К 2024 году в регионе должно появится еще 13 таких школ.

Такое развитие полилингвального и поликультурного обучения усиливает потребность в соответствующих методических материалах и педагогических кадрах с необходимыми компетенциями. Это обусловливает актуальность обсуждаемой темы.

По результатам выступления участников семинара и обсуждения докладов было отмечено, что существующие практики внедрения полилингвальной модели поликультурного образования в средних образовательных организациях успешны, а наибольшая эффективность достигается в школах полного дня, предоставляющих более широкие возможности для организации внеурочной деятельности и создания среды для дополнительного языкового и поликультурного образования.

Принято решение разработать дорожную карту по продвижению русского и родных языков в полилингвальных школах, модель организации олимпиадного движения для их учащихся, а также создать методические рекомендации по внедрению полилингвальной модели поликультурного образования и программы повышения квалификации для педагогических работников полилингвальных школ и дошкольных образовательных организаций.

Участники семинара отметили необходимость разработки научного и учебно-методического сопровождения образовательного процесса в полилингвальных учреждениях, например, разработки УМК по филологическим дисциплинам для таких школ.

Также было решено обратить внимание региональных министерств образования на заказ у педагогических вузов подготовки бакалавров для полилингвальных школ и рассмотреть перспективы создания образовательного портала «Полилингвальное образование в поликультурном пространстве РФ» для информационно-методической поддержки учителей.

В ходе круглого стола при поддержке Министерства образования и науки Башкортостана были подписаны соглашения о сотрудничестве между полилингвальными школами №44 и №162 г.Уфы и школой-интернатом «Аланская гимназия» (г.Владикавказ).

Фотографии

Структура