Мы повторили тех, у кого учились, и передали то, чему научились сами
Вступление, которое Вы читаете сейчас, написано преподавателями, образно говоря, первой волны Кузеевского призыва. В 1973 г. благодаря целенаправленной работе ректора БГПИ Рустема Гумеровича Кузеева был открыт историко-английский факультет.
Идея создания историко-английского факультета принадлежала Рустему Гумеровичу Кузееву. Это была великолепная идея в интересах малокомплектных школ соединить историческую и лингвистическую подготовку, что дало результат – многие выпускники состоялись как преподаватели английского языка, другие как историки-предметники, но самое главное именно это сочетание направлений подготовки формировало креативное и активное студенчество. К реализации идеи создания историко-английского факультета был привлечен уже тогда известный ученый, этнограф, один из руководителей БФ АН СССР Раиль Гумерович Кузеев. Именно им принадлежала инициатива по формированию первого состава преподавательского корпуса открывающегося факультета.
В течение первого десятилетия сложилось поколение молодых преподавателей первопроходцев, получивших основы исторического и филологического Высшего образования в разных университетских и институтских школах СССР: Московской (МГУ, МГПИ), Ленинградской (ЛГПИ), Казанской (КГУ), Уфимской (БГУ, БГПИ).
Первым штатным преподавателем в 1973 г. стала выпускница и представительница Московской школы Леонова Татьяна Алексеевна. «Свои университеты» она прошла на историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Характерной особенностью обучения студентов университета была полная личная ответственность за собственное посещение занятий и успеваемость. Ни кураторов, ни тьюторов, за исключением научного консультанта кафедры, по которой шла специализация, начиная с третьего курса обучения. Т.А. Леонова специализировалась по кафедре Истории Средних веков. Великим везением студентов этой кафедры было попасть под научный «надзор» профессора Корсунского Александра Рафаиловича, бывшего фронтовика, прекрасного знатока раннесредневековой латыни и очень организованного ученого и преподавателя.
Исторический факультет МГУ включал также искусствоведческое отделение, студенты которого проходили обучение совместно с историками по общим историческим дисциплинам. Наличие такого отделения было благом для студентов – историков, для которых читали общие и факультативные курсы по истории мировой и русской культуры, а также, в зависимости от специализации, синхронные курсы по истории культуры стран и регионов мира.
Конец 60-х – начало 70-х годов XX в. – время, когда ещё активно преподавали во всех вузах СССР профессора и доценты довоенного и военного поколения Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
Так, кафедру Средних веков возглавлял проф. Сергей Данилович Сказкин (1890-1973), который не был мобилизован по состоянию здоровья, но остался в гражданском ополчении, защищая Москву. По окончании Великой Отечественной войны пришли с фронта и преподавали профессора Александр Рафаилович Корсунский (1914-1980), Юрий Михайлович Сапрыкин (1913-1998), а также их современницы Евгения Владимировна Гутнова (1914-1992), Зинаида Владимировна Удальцова (1918-1987), их ученики: Брагина Лидия Михайловна (1930-2021), Хачатурян Нина Александровна (1931-2020), Самаркин Вячеслав Викторович (1933-1977).
С течением времени пришло осознание того, какую огромную роль сыграла университетская традиция самоконтроля и самоорганизации в становлении рабочей обстановки на историко-английском факультете. Эта традиция прививалась также и преподавателями по истории СССР, прошедшими обучение в БГУ, а затем в аспирантуре МГУ им. М.В. Ломоносова, защитившими не только кандидатские, но и позднее докторские диссертации: Миннибаев Евгений Кадырович и Ямалов Марат Барыевич.
Возрождение исторического образования, как и во всех вузах СССР, в старейшем вузе страны – Казанском университете началось с воссозданием в 1939 г. историко-филологического факультета. В 40-70-е годы ХХ в. историческая школа в Казанском университете развивалась на двух кафедрах историко-филологического факультета - истории СССР и Всеобщей истории.
С созданием в 1980 г. самостоятельного исторического факультета начался новый период в развитии казанской исторической школы. В 80-90-е годы ХХ в. на истфаке было создано 8 кафедр, на пяти из которых исследуются проблемы Отечественной истории и ряда специальных дисциплин. Проблемы истории зарубежных стран, истории цивилизаций, теоретические и методологические школы и направления в исторической науке исследовались на двух кафедрах Всеобщей истории: истории Древнего мира и Средних веков; Новой и новейшей истории (Аркадий Семенович Шофман, Александр Иванович Данилов; Николай Александрович Бурмистров; Евгений Александрович Чиглинцев).
Важнейшими направлениями, получившими широкое научное признание, берущими свое начало с 1877г. из «Общества археологии, этнографии и истории» при Казанском университете (ОАЭИ) стали в XX в. научные школы в области этнографии (проф. Евгений Прокофьевич Бусыгин) и археологии (проф. Альфред Хасанович Халиков; проф. Азгар Гатауллович Мухамадиев).
Одной из особенностей казанской археологической школы было тесное сотрудничество вуза с Академией наук, что изначально связано с работой академических сотрудников в университете, включая организацию исследовательской работы студентов в формате археологического кружка. А развитие практических навыков приобреталась в совместных экспедициях с сотрудниками Академии наук (разведки, ведение полевой документации, камеральная обработка и т.д.)
Очень активной была и студенческая жизнь Казанского университета. Реализовывалась масса студенческих проектов, как «Ленинская сходка», «Снежный десант», Булгарская и Билярская экспедиции и др. Атмосфера дружбы и уважения, взаимопонимания и поддержки молодых пытливых умов, стремящихся к занятию наукой. Эту атмосферу хотелось привнести на наш истфак БГПИ.
Уфимская школа, представленная выпускниками, прежде всего БГУ, формировала основной костяк преподавателей историков на историко-английском факультете. Долгие годы на историческом факультете БГУ кафедра Всеобщей истории готовила к выпуску не только школьных учителей, но и преподавателей Высшей школы, которые работали как в БГПИ (БГПУ), так и в университетах ряда городов бывшего Советского Союза. Среди первых, участников и организаторов становления историко-английского факультета были Чернова Надежда Николаевна, Кузнецов Валерий Борисович, Шевченко Лидия Евгеньевна, Евдокимова Ангелина Алексеевна.
Подчеркнем, что каждый преподаватель, безусловно, был личностью, получившей основы межличностных и корпоративно-научных взаимоотношений, в дальнейшем в аспирантуре Московской (Чернова Н.Н., Евдокимова А.А., Шевченко Л.Е.) и Ленинградской (Кузнецов В.Б.) школ. Добрые слова, безусловно, следует произнести, вспомнив их наставников из БГУ. С первого курса – Пиленкова Татьяна Федоровна, принадлежавшая к Московской школе (МГПИ), не только была преподавателем и исследователем античности. С лета 1969 по 1983 год она руководила археологической практикой студентов-историков, проходившей на раскопках античного Пантикапея в г. Керчь. Участником, а затем и продолжателем этой практики уже на базе БГПИ стала Чернова Н.Н. Школа приобщения к истории Средневековья находилась в руках прекрасного преподавателя с закалкой фронтовика, выпускника Ярославского университета Рудольфа Александровича Маслова. Его ученики в полном смысле этого слова продолжали его научную и учебную практику, как А.А. Евдокимова в нашем вузе, и продолжают на кафедрах университетов нашей страны, как Николай Анатольевич Бессилин, Сергей Суренович Парсамов. Плеяду прекрасных преподавателей по Новейшей истории подготовил Вячеслав Станиславович Эйсымонт, у которого специализировалась Л.Е. Шевченко. По ее воспоминаниям Вячеслав Станиславович «одним своим присутствием создавал атмосферу важности, значительности дела, которому мы служим».
Учеба в вузе – это нелегкий праздник приобщения к знаниям. Очень важно, чтобы этот процесс находился в руках опытных и любящих свое ремесло преподавателей. Созданный одним из первых в БГПИ факультет иностранных языков не был обделен в этом плане. Именно на этом факультете блистали в свое время звезды, не имевшие диссертаций и академических званий, но прекрасный опыт практиков, в частности, английского языка. Кроме того, они были яркими личностями, запомнившимися нам на долгие годы. Такой была первый декан инфака БГПИ Александра Ивановна Фролова, работавшая в послевоенные годы в США, прекрасный знаток особенностей американского варианта английского языка. Дмитрий Николаевич Кортунов, работавший в Индии, вёл занятия по прессе. На его занятиях была прекрасная возможность поговорить о политике, о традициях, и о том, что интонация речи имеет огромное значение. И, конечно, совершенно необыкновенный человек, с необычной судьбой – Михаил Викторович Лоренс. Он родился в Китае и жил там до 11 лет, когда вернулся в СССР с родителями. Естественно, он свободно говорил по-китайски, научился у ребят на улице. С шести лет учился во французской школе при католическом монастыре, затем в школе американского консульства в Шанхае. Одним словом, когда семья вернулась на родину, мальчик говорил на четырёх языках. Только к концу 1970-х гг. на факультете появился первый кандидат филологических наук Александр Павлович Грибановский. Выучку у таких преподавателей факультета иностранных языков прошли наши прекрасные первые преподаватели английского языка, работавшие на созданной кафедре английского языка историко-английского факультета: Марина Григорьевна Балонова, Воронова Лариса Александровна, Арсланова Роза Бариевна. Как считает М.Г. Балонова: «Нам повезло в том, что наши преподаватели были не просто знающими и опытными, но и очень интересными людьми, которые дали нам много не только в профессиональном плане, но и в человеческом. Думаю, я не ошибусь, если скажу, что нам довелось учиться в лучшие годы факультета иностранных языков, тогда ещё БГПИ. Надеюсь, что не только я, но и многие мои однокурсники сохранили глубокую благодарность им на всю жизнь». Среди преподавателей английского языка были и выпускники БГУ - Нэля Мидхатовна Имашева, Анис Хатыпович Хуснутдинов, Татьяна Григорьевна Миролюбова и Гузель Ханифовна Бикбулатова, а также выпускница Института иностранных языков им. Н.А. Добролюбова Роза Маргановна Хуснутдинова
Яркими преподавателями с межфакультетских кафедр философии и экономики были Ганеева Валентина Валентиновна и Семина Маргарита Викторовна, память о которых до сих пор хранят наши выпускники.
Все преподаватели историко-английского факультета были Личностями. Именно они и сформировали ту уникальную, теплую и дружескую атмосферу факультета. Именно они привнесли в содержательность историко-английского факультета яркость и качество преподавания, креативность и харизматичность, что дало возможность состояться факультету как лидеру БГПИ. Сложился синтез традиций образовательных школ (МГУ, МГПИ, КГУ, БГУ), в которых выросли эти преподаватели и которые были дополнены новациями в соответствии с реалиями и потребностями того времени.
Мы учились у своих наставников и коллег в профессиональном становлении: ответственности в подготовке к занятиям, поведению в профессиональном сообществе - уважительному отношению к различным мнениям, тактичному ведению дискуссий, умению аргументировать собственную позицию и, конечно же, постоянному совершенствованию своих знаний. Занятия научно-исследовательской работой были составной частью профессионального становления историка, владеющего приличной лингвистической подготовкой.
В итоге сложилось сообщество преподавателей и студентов историко-английского факультета БГПИ, имевших за плечами основательную подготовку исторических школ Советской России, благодаря чему ее основы в наши дни сохраняются в практике преподавания поколений выпускников за пределами родного факультета. На одной из встреч выпускники историко-английского факультета, выражая благодарность преподавателям, произнесли то, что всегда звучит как высокая оценка деятельности преподавателя: «Мы благодарим Вас за знания, но самое главное за то, что научили нас работать».
У каждого преподавателя был свой, индивидуальный почерк. Но было общее, что передавалось каждому студенту в виде не писаных норм и правил, которыми отличалась учебно-научная школа историко-английского факультета БГПИ (позднее БГПУ), а именно:
- Уровень требований, направленный на формирование самостоятельной активной научной и общественной деятельности студентов.
- Умение самостоятельно обучаться и продвигаться вперед в научной, просветительской и образовательной деятельности.
- Заинтересованное и креативное отношение к тому, чем занимаешься.
- Формирование разносторонних интересов обучающихся за счет обилия спецкурсов по направлениям политической и социокультурной истории, что дало толчок дальнейшей деятельности выпускников историко-английского факультета.
- Дружба и долговременные дружеские связи бывших сокурсников и выпускников историко-английского факультета БГПИ
Известная истина – знания навсегда не даются. Они, в лице их носителей – учителей, как «плечи гигантов», на которые взбирается очередное поколение учеников, чтобы видеть больше, выбрать свой путь, став, в свою очередь, «плечами» для нового поколения преемников наследия Клио.