«Семьи Акмуллинского»: Вадим и Эльза Тулумбаевы

16 июля 2024

В Год семьи мы продолжаем  проект  «Семьи Акмуллинского», который рассказывает о педагогических династиях Башкирского государственного университета имени М.Акмуллы. Сегодня историей своей семьи делятся выпускники факультета башкирской филологии Вадим и Эльза Тулумбаевы.

Вадим Зайнуллович Тулумбаев – доцент кафедры башкирского языка и литературы БГПУ им. М.Акмуллы (с 1995 г. по настоящее время), кандидат филологических наук, отличник образования РБ.

Эльза Юрисовна Тулумбаева – учитель высшей категории, работает в Центре образования № 35 г. Уфа (с 1995 г. по настоящее время), заслуженный учитель РБ, почетный работник сферы образования Российской Федерации.  Педагогическая семья окончила Башкирский государственный педагогический институт в 1995 году.

- Как родилась ваша семья, расскажите историю знакомства.

- Знакомство началось в стенах альма-матер, вместе проходили вступительные испытания в далеком 1990-м году. Добрая и нежная история влюбленных началась с первых же минут встречи, когда Эльза, староста группы подготовительного курса, проявила инициативу помочь всей группой новенькому молодому человеку, который только вернулся из службы в рядах Советской Армии. Поженились спустя четыре года после знакомства, свадьбу сыграли летом перед началом последнего, пятого, курса обучения. В этом году семья празднует 30-летний юбилей.

В нашей учительской семье двое прекрасных детей: сын Дим, дочь Уралия. Сын закончил юридический институт БГУ, успешно работает в финансовой компании. Дочь пока учится в школе, мечтает стать врачом.

- Почему Вы выбрали педагогическое направление?

Эльза Юрисовна: - Я родом из учительской династии. Моя мама, Закирова Танзиля Хабирьяновна, 47 лет работала в школе учителем - филологом. В их многодетной семье из 8 детей пятеро выбрали педагогическую стезю.

Вадим Зайнуллович: - Благодаря моим родителям, которые не только всю свою жизнь посвятили этому благородному труду, но и привили любовь к этой нелегкой, но очень интересной и творческой профессии. Они были хорошими учителями, так как память о них в сердцах учеников нескольких поколений жива до сих пор, и многие из их выпускников выбрали профессию педагога.

- Какой у вас педагогический стаж?

Эльза Юрисовна: - В 1995 году, окончив БГПИ, по рекомендации пришла в школу № 35. Директор школы Розенблюм Григорий Семенович удивил меня внимательностью и заботой. Он мне и супругу, который сопровождал меня, рассказал о школе, педагогическом коллективе, какая поддержка будет молодому учителю… С тех пор прошло 29 лет, и, влюбленная в свое дело, я продолжаю работать в 35-ой.

Вадим Зайнуллович: - На кафедре башкирского языка БГПУ им. М.Акмуллы я работаю 29 лет, научно-педагогическую деятельность начал в 1995 году, по приглашению заведующего кафедрой, профессора Халиковой Раисы Халиловны и по распределению Министерства образования РБ. Ведь тогда еще существовала практика трудоустройства выпускников по распределению.

 - Что считаете своим главным профессиональным достижением?

Эльза Юрисовна: - Профессиональных достижений - отраслевых наград, победа в профессиональных конкурсах, грантах  - много. Они завоеваны трудолюбием, упорством. Хочу выделить особенно значимые:

диплом Министерства образования и науки Российской Федерации – 2011г., почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации – 2012г., диплом Министерства просвещения Российской Федерации – 2020 г., благодарственное письмо Министерства регионального развития РФ – 2011 г., почетная грамота Министерства образования и науки Республики Башкортостан -2006, 2011г.

 Являюсь победителем межрегионального конкурса учителей башкирского языка и литературы (2011), победителем в номинации «За высокое педагогическое мастерство» Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка (2011), победителем Приоритетного национального проекта «Образование» (2012, 2020) победителем Республиканского конкурса «Лучшие учителя башкирского и русского языков» (2013), победителем профессионального конкурса на присвоении педагогического звания «Учитель - мастер» (2014).  Заслуженный учитель Республики Башкортостан (2012), почетный работник сферы образования Российской Федерации (2022).

Вадим Зайнуллович: - Своим главным профессиональным достижением я считаю знание и опыт, полученные за время моей учебы и работы в Акмуллинском университете.

- Что для вас значит быть учителем?

Эльза Юрисовна: – Жить на одной волне с учениками, быть в курсе их интересов, любить детей. Искренне говорю об этом. Современная школа отягощена документацией, цифровизацией, стандартами… Наряду с решением массы проблем и круговоротом дел, возникающих на пути учителя, остается очень мало времени главной миссии в школе – уделить должное внимание и заботу детям.

Вадим Зайнуллович: - Соглашусь. Также постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, стремиться к инновациям.

- Помните ли вы свой первый рабочий день?

Эльза Юрисовна: - Да. Солнечный сентябрь, и уверенный в себе молодой педагог открыла двери 35-ой школы.

Вадим Зайнуллович: - Сложно сказать. У меня их было много. Я до университета, еще со школьных времен успел поработать во многих местах. Относительно к преподавательской деятельности, будучи еще студентом, подрабатывал в школе, преподавал некоторые предметы.

- Расскажите о своей философии преподавания. Какими качествами должен обладать школьный учитель и преподаватель вуза?

Эльза Юрисовна: - Мое педагогическое кредо: чтобы зажечь других, нужно гореть самому. Как-то у меня спросили: с героем какого произведения Вы себя ассоциируете? Я как Данко Горького, только финал у книги счастливый.

Вадим Зайнуллович: - В основе моей философии преподавания лежат слова Константина Ушинского «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Безусловно, преподаватель должен обладать профессиональными качествами, что предполагает не только богатый багаж знаний и умение их применять, но и готовность учиться чему-то новому. Чтобы учить других, нужно учиться самому. Преподаватель должен постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, ему необходимо, как сейчас принято говорить, быть в топе, а значит, владеть современными технологиями.

- Как живут учителя вне уроков?

Эльза Юрисовна: - По-разному: интересно, спокойно, разбираясь с бесконечной бумажной волокитой...

Вадим Зайнуллович: - Преподаватели вне уроков живут внеурочной, или внеаудиторной работой. Как то: практика, НИР и НИРС, контрольные, ВКР, курсовые, статьи, экспертные работы, конкурсы, олимпиады, общественные работы и т.д. и т.п…

- Что Вы обычно делаете?

 - Если это не рабочий день, то общаюсь с родными, друзьями. К сожалению, из-за большой нагрузки на работе есть дефицит общения с близкими людьми.

 - Как строится Ваш день?

Он тоже разный. «День сурка» - не про школу и учителей. Хорошо передают ответ на этот вопрос стихотворные строки С.Нолевской:

Льется с небес благодать.

Воздух прозрачен и чист.

В дар получаю опять,

Нового дня чистый лист.

Что нарисую на нем?

Что в этом дне проживу?

Вспомню сегодня о ком?

Тенью с кем рядом пройду?

Кто мне подарит тепло?

Радостью с кем поделюсь?

Знаю я только одно -

Вновь волшебству удивлюсь! 

- Что любите? Чем увлекаетесь?

Эльза Юрисовна: - Кино, чтение. Устраивать девичники с дочкой - театр, кафе, шопинг…

Вадим Зайнуллович: - Люблю, кажется, все: читать, смотреть хорошие фильмы, ходить в театры, слушать музыку. Люблю кататься с дочкой на велосипеде, на лыжах, на коньках. Люблю плавать, люблю готовить, люблю мастерить, чинить… В последнее время увлекаюсь компьютерными технологиями, компьютерной графикой.

- Какую роль сыграл Акмуллинский университет в Вашей жизни?

Эльза Юрисовна: - Ключевую.

Вадим Зайнуллович: - Акмуллинский университет устроил мою жизнь.

 Интересные факты об учительской деятельности от Вадима и Эльзы Тулумбаевых:

* Учителя гордятся тем, что бывшие ученики (выпускники) приходят к ним в школу или выходят на связь.

* Учителя расстраиваются, когда ученики с отличным потенциалом не прилагают никаких усилий, чтобы максимально раскрыться.

* Учителя – такие же люди, как и все. У них бывают хорошие и плохие дни. Они тоже допускают ошибки.

* Учителя креативны и уникальны. Они проводят по-разному урок на одну и ту же тему.

* У учителей есть план на всё, что выходит из-под контроля.

* Учителя часто первыми узнают о проблеме ребенка в случае возникновения трудностей.

 Пожелания студентам БГПУ:

- Уважаемые будущие коллеги!

Вы выбрали себе нелегкую, но такую интересную профессию – учитель. Студенческая жизнь проходит быстро. Представьте, что Вы в школе.

Совет первый: найдите себе наставника, не бойтесь обращаться за помощью. Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…».

Совет второй: надо завоевать у детей доверие и авторитет. 

Проявляйте интерес к каждому ребенку, чтобы дети понимали, что они вам не безразличны.

Совет третий: любите детей! Дети — хорошие психологи, которые не терпят фальши, поэтому педагог должен быть всегда искренен с ними.

Мудрости, терпения, творческих успехов вам и счастливой педагогической судьбы!

Фотографии

Структура

Кафедра башкирского языка и литературы +7 (347) 272-99-40 sali-t@mail.ru г.Уфа, ул. Октябрьской революции, 10, каб. 208
Кафедра тюркской и восточной филологии
Кафедра тюркской и восточной филологии +7 (347) 2 16 02 15 kafedra.tivf@mail.ru г.Уфа, ул. Октябрьской революции, 10, каб. 106

Органы управления

Учёный совет Факультета башкирской филологии +7 (347) 246-35-75 dekanat.fbf@mail.ru г.Уфа, ул.Октябрьской Революции, 10

Центры

Научно-исследовательский центр Башкирского фольклора +7 (347) 246 - 35 - 75 bashfolklor2022@mail.ru г. Уфа, ул. Окт. Революции, 8, каб. 203