Итоги года: «О креативных идеях, перезагрузке и сокровенной мечте»

09 декабря 2025

2025 год близится к завершению, для каждого он отмечен своими трудностями и своими достижениями. Сфера образования, как и многие стороны нашей жизни, трансформируется в соответствии с новыми вызовами. Ректор Акмуллинского университета, депутат Госсобрания, председатель Башкирского отделения РГО Салават Сагитов рассказал журналу «Уфа»  об изменении учебных программ, освоении цифровых технологий и искусственного интеллекта, требованиях к педагогам нового поколения.

- Салават Талгатович, деятельность ваша многогранна, но ректорство все же основное дело. С него и начнем. Вы неоднократно заявляли, что для вашего университета самое главное - качественная подготовка учителей. А каков здесь маркер? На учебу приходят студенты с разным айкью, из самых разных семей, с разной степенью начитанности, воспитания и прочая…

 - Соглашусь - ребята разные. И то, что своевременно не вложила семья, педагогам вуза не всегда удается восполнить. Определяющим же маркером выпускника станет его работа в школе: насколько умело совладает с современным оборудованием и увлечет этим детей, насколько доверительно-уважительными выстроит взаимоотношения с подопечными и их родителями. Ведь современный учитель должен быть универсалом и лидером во многих сферах. Идти хотя бы на полшага впереди других - он же учитель! С первых дней обучения в нашем вузе мы внедряем в сознание студентов мысль об особой миссии учителя в обществе. Приходя в школу, молодой педагог, напичканный знанием самых современных технологий, призван всех зажигать и передавать знания и ученикам, и старшим коллегам. И если к нему потянулись, увидели в нем источник новых интересных компетенций, а их проявлением стали отличные и хорошие оценки - это и есть маркер нашего общего успеха. В этом смысле у нас есть повод гордиться: отзывы о выпускниках БГПУ им. Акмуллы вполне достойные.

 Про оборудование я тоже не случайно упомянул. Долгие годы в арсенале учителя были лишь доска и мел. Наконец, Президент России обозначил проблему в своем ежегодном Послании и поручил ее устранять. С 2019 года мы перешли в ведение Министерства просвещения, реально ощутили федеральное финансирование, в том числе на укрепление материально-технической базы. Нам посчастливилось попасть в программу, на первом этапе уже выделено 10 млрд рублей. На эти деньги создали свой технопарк…

- …которому завидуют! Помню экскурсию по его лабораториям и с инженерной, и медицинской чудо-техникой, какой нет даже в профильных вузах…

- Технопарк - наше место силы. К нам действительно приезжают коллеги из других регионов и удивляются. Мы в этом вопросе оказались первыми не только среди вузов Башкортостана, но и лидерами среди всех педагогических вузов страны. Но здесь я опять хочу подчеркнуть: дело все же не столько в оборудовании, которое можно купить - были бы деньги, а в кадрах! И я горжусь кадровой базой, созданной в нашем университете. Благодаря грамотному профессорско-педагогическому коллективу нам удается готовить не просто педагогов, а эрудированных во многих областях специалистов, в нашем портфеле возможностей самые разные направления, как ответ на вызовы цифрового креативного общества. Вот буквально вчера прочитал высказывание Вассермана о том, что раньше мы готовили эрудированного человека, ориентированного на знания всего, а потом стали выпускать специалистов без основ культуры, воспитания, без знаний музыки, искусства, когда в голове одни цифры и термины. Однако обществу нужны широко образованные люди, обладающие большим кругозором. Мы живем в очень интересное время, чрезвычайно важно уметь в нем определять приоритеты, но, следуя им, не забывать о базовых ценностях.

- Помню, вы называли в числе приоритетов вашего вуза биотехнологии, нанотехнологии и социальные технологии. Триада не потеряла актуальности? Не вытеснил ли их искусственный интеллект?

 - Бум вокруг ИИ заводит молодежь и все общество, однако это уже не терра инкогнита, а получившие свое дальнейшее развитие айтишные технологии. Все три направления в той или иной степени подвержены интеграции с ИИ, мы их продолжаем развивать, в том числе на площадках Евразийского НОЦ и межвузовского кампуса, где тоже успешно реализуются акмуллинские проекты, совместные молодежные лаборатории. Гордостью коллектива вуза является платформа, которая позволяет оценивать профессиональные дефициты учителей, повышая в целом качество школьного образования. Многие российские регионы уже используют нашу диагностику.

 Если же говорить о приоритетах, должен сказать и о демографии. Вопрос, конечно, напрямую с нашим вузом вроде бы не связан. Но каждый руководитель должен иметь его в виду и на своем уровне влиять. Именно поэтому мы всячески поддерживаем молодые студенческие семьи, у нас создана большая программа. Думаю, в строящемся межвузовском кампусе непременно должен появиться детский сад, создание которого Акмуллинский университет готов взять на себя.

- Слышала, что ваш вуз попал в федеральную программу реновации общежитий и после капитального ремонта 5-й корпус отдадут молодым семьям?

- Да, это еще один хороший плюс уходящего года: мы в честной борьбе победили и попали в инициированную Президентом страны программу обновления 800 общежитий по всей России. Проектные документы под капремонт у нас предусмотрительно были готовы, и мы надеемся в 2026-м начать реконструкцию. Нам выделено более 300 миллионов. Рассчитываем обновить не только внутреннюю отделку, но и систему водоснабжения, отопления, электричество. И, действительно, есть задумки отдать этот корпус молодым студенческим и аспирантским семьям.

 Всего у нас четыре общежития в 5-этажках, а три в 9-этажках. За последние годы своими силами потихоньку отремонтировали три пятиэтажных корпуса. Так что федеральные деньги очень кстати пришлись, комфортные условия надо создавать не только в аудиториях и лабораториях, но и в общественном доме, куда студенты и аспиранты возвращаются после занятий.

- Акмуллинский университет, говорят, вышел в лидеры и по поддержке молодых ученых среди педвузов?

 - Так и есть. Здесь надо сказать спасибо главе республики Радию Фаритовичу Хабирову: он нас поддержал, и 40 молодых учёных прошли зарубежную стажировку. Еще 20 аспирантов стажировались в крупных федеральных университетах, что оказалось очень полезным и эффективным. 17-ти молодым ученым вуз предоставил субсидии на квартиры. Мои коллеги из других регионов даже сомневаются, думают, что я приукрашиваю ситуацию. Но факт есть факт.

- Молодцы! Что тут еще скажешь?! Умеете мотивировать, увлекать - вот и результат. Но я попрошу вернуться все же к школьным проблемам. На днях с удивлением узнала, что из школ исчезло оборудование для физкультуры - «козлы», «кони», на которых мы в свое время успешно тренировались. Вы в курсе, Салават Талгатович?

 - Скажу без ложной скромности: я в курсе всего, что происходит в школах. Конечно, помню, как одолевал «коня» в свои школьные годы. Что касается состояния и оснащения современных школ - не все там безупречно. Не только физкультурные залы захирели, но и кабинеты физики, химии. Мы-то помним опыты на уроках, когда все трещало, дымилось, светилось, глаза у детей горели, именно в такие моменты ученики загадывали мечту на будущее.

Исчезли и уроки труда, сейчас они возвращаются, как и ОБЗР, военная подготовка для мальчиков. География сошла на нет настолько, что дети перестали ориентироваться в очевидных вещах. А уж про учебники истории, перевирающие ход мировых событий, и говорить не приходится. Но, повторюсь, благодаря Президенту страны началась серьезная перезагрузка. Упущения трех десятилетий в одночасье не наверстать, однако вектор задан, и все российское образование в этом направлении движется. Высокой оказалась цена нашей интеграции в мировое сообщество. И работа над ошибками предстоит огромная, но все сознательное учительское сообщество к ней готово - так, во всяком случае, я смею думать и надеяться.

- Что реально для этого делается?

 - Приказом по Министерству просвещения выделяются федеральные средства на переоборудование кабинетов. Мы, например, в этом году получили 25 млн. рублей и переоборудовали площадки для обучения ОБЗР и технологии, плац для военной подготовки. А самый большой наш вклад в перезагрузку образования - переподготовка учителей со всей республики, передача им в пользование новых методик, компетенций в цифровых технологиях. И обучаем мы их безвозмездно! Каждая наша кафедра включена в этот процесс, готовит и постоянно обновляет свои учебные программы, является стажировочной площадкой для педагогов республики. Ушинский писал: «Учитель перестает быть учителем, когда перестает сам учиться». Помня это, мы все учимся.

- А что скажете про ЕГЭ?

 - Как бы ни ругали ЕГЭ, ничего лучшего на сегодня и ближайшее будущее не придумали. Меня радует, что вопросы ЕГЭ совершенствуются и уже совсем не те, что были в начале, когда школьников ориентировали на зубрежку. Сейчас другие задания, которые позволяют выявить, понимает ли школьник суть предмета или нет.

- К сожалению, не только вредные учебники в российское общество внедрили, но и мозги промыли так, что выросло поколение, не умеющее прочувствовать боль, беду товарища, не понимающее, что такое патриотизм и любовь к родине. А вам приходится расхлебывать?

 - А куда деваться?! Конечно, этим тоже занимаемся, причем не отдельно, а в комплексе и постоянно. Без давления, вовлекая студентов в добрые дела, интересные проекты. Волонтеров, спешащих на помощь, среди наших ребят становится все больше, радует, что включаются они в такие проекты по зову сердца, а не по разнарядке. Стоит молодого человека увлечь любопытной ему идеей, как он сам начинает генерировать креативные проекты один за другим - ему это становится интересным. Поэтому для нас важны успехи не только в учебе, но и спортивные победы, лидерство в КВН, достижения во всевозможных фестивалях - везде мы стараемся участвовать, потому что именно так формируется гармоничная высокоинтеллектуальная личность. Наш студенческий спортивный клуб, кстати сказать, на 3-м месте среди двадцатки лучших клубов российских вузов. Бесперебойно работают два прекрасно оснащенных бассейна - приходи и занимайся.

 А видели бы вы восторги зрителей на нашем концерте в Кыргызстане, который мы дали в рамках Дней Акмуллинского университета. Коллеги подходили и спрашивали: «Скажи честно, вы филармонию привезли?» Никто не хотел верить, что наши студенты так талантливы - что спеть, что сплясать, что стихи прочесть.

- Вот с этого места, пожалуйста, подробнее. Мне как раз хотелось обсудить ваше успешное сотрудничество с Кыргызстаном - как оно зародилось и развивается?

- Проект международного сотрудничества - очень интересный и полезный для России, реализуемый под патронатом Министерства просвещения РФ. Все наши педагогические вузы закреплены за дружественными странами. Мы сами выбрали Кыргызстан - близкий нам по духу регион тюркской культуры и древней кочевой цивилизации. И мы сразу поставили перед собой более масштабные задачи, чем предполагалось программой Минпроса. Одна из важнейших - вовлечение в многоаспектный процесс сохранения русского языка, на котором говорят 145 млн россиян, плюс наши друзья в странах СНГ. Многие граждане нашей страны не осознают опасности исчезновения языка Пушкина, но по классификации ЮНЕСКО угроза такая существует, в том числе из-за стремительного сокращения цифр демографии. Не в нашу пользу и переход с кириллицы на латиницу в бывших союзных республиках.

 И очень актуально сохранить русскоязычную среду в дружеских нам странах. Вот почему мы придаем такую важность и прилагаем значительные силы к международному сотрудничеству. Кстати сказать, в том числе и по этой причине российские вузы заинтересованы в привлечении на учебу иностранных студентов. Еще пару лет назад у нас обучалось лишь 2,5% студентов из-за рубежа, а в этом году уже 9% - рост говорит сам за себя.

- В Кыргызстане русский язык, кажется, остается официальным? У вас учатся, насколько я знаю, киргизские студенты и успешно осваивают не только русский, но и башкирский язык - что для нас тоже важно.

- Да, по их конституции русский язык - официальный, но не государственный. И если в самом Бишкеке и других крупных городах всюду слышна русская речь, то в отдаленных регионах вашу русскую речь могут и не понять и переводчика там не найти. Такова тенденция.

 После развала СССР система образования переживала не лучший период. Проблемы у коллег есть, и, чем можем, стараемся помочь. Наши студенты трудятся в Кыргызстане в школах по программе «Российский учитель за рубежом» - и это отличная практика. И знаете, что их поразило больше всего? В каждом классе по 50-60 детей! С демографией у них все благополучно, а с обеспечением местами в учебных заведениях - большая проблема. Еще наших практикантов приятно удивило уважительное отношение к учителю и со стороны детей, и родителей - с чем в России, к сожалению, иногда и удручающе.

- А как прошел последний десант с вашим личным участием? Не только же концертом вы удивили коллег?

 

 - На дни Акмуллинского университета в Бишкеке выехали 50 человек - от профессоров до студентов. Интереснейшие лекции для преподавателей и студентов, семинары и олимпиада по русскому языку - все хозяевам понравилось и оказалось очень полезным и востребованным. А концерт в День народного единства в центре Бишкека оценили около 700 зрителей столицы. За этот концерт мы получили благодарность от Посольства РФ в Киргизии. Очень сердечно прошли и встречи с башкиро-татарской диаспорой, с которой лично я познакомился еще в 2008 году, будучи вице-премьером Башкортостана. Еще тогда мы договаривались о переводе эпоса «Манас» на башкирский язык и нашего «Урал-батыра» - на киргизский. Свои обязательства по «Манасу» мы давно выполнили, даже сами отпечатали в издательстве «Китап» и уже все экземпляры распродали, а с переводом «Урал-батыра» вышла загвоздка. И наконец нашелся доброволец профессор Жалал-Абадского государственного университета им. Б. Осмонова, который по собственной воле перевел «Урал-батыра» на киргизский и на традиционной нашей конференции по эпосам подарил нам свой труд и права на издание. Надеюсь, что уже в декабре книга выйдет в свет.

 - Салават Талгатович, знаю еще об одном вашем успешном проекте - строительстве опытно-экспериментальной школы БГПУ. Министр Кравцов поддержал вашу идею. Что за школа и в каком микрорайоне Уфы она появится?

- В самом деле, согласие Сергея Сергеевича получено. Проект интересен со всех сторон. Уфа получит еще одну школу, которых в новых микрорайонах не хватает, в республику придут федеральные деньги на стройку, а Акмуллинский университет заимеет свою опытную площадку для обкатки новых методик, своих выпускников и студентов. Школа будет строиться в микрорайоне Цветы Башкирии.

 По начинке школы задумок много. Сегодня как никогда востребованы креативные технологии, когда молодежь учится монетизировать свои таланты - и мы призваны им в этом помочь. В этом году, например, наши студенты сделали 30 интересных видеороликов для уроков географии, и мы распространили их по всей республике. Недавно передали в Белгородскую область в пользование - отзывы самые позитивные. В новой школе надеемся создать целый ряд экспериментальных лабораторий, где молодые люди смогут изобретать и творить.

- Если вспоминать все открытия РГО за 180 лет - все равно что энциклопедию прочесть. Вы были на съезде в Москве, поделитесь впечатлениями, и как Башкирское отделение отметило юбилей общества?

 - На съезде подводились итоги, обсуждалась подготовка к 2027 году, который по предложению Президента страны объявлен Годом географии. Выступали председатели федеральных Комиссий РГО с отчетом, в т.ч. и я выступил с докладом о развитии молодежного движения. В Башкортостане интерес к РГО особенно высок, что неудивительно - мы живем среди великолепия гор, реликтовых лесов, рек и озер. Не случайно растет и туристический поток в республику, но задачи РГО несколько иные - выявлять уникальные памятники природы, ставить их на охрану, популяризировать в обществе бережное отношение к окружающему миру, к ландшафту, флоре, фауне. Благодаря фанатам-исследователям появляются новые туристические маршруты. Экспедиция Олега Чегодаева по Уральским горам к Северному Ледовитому океану чего только стоит! «Южно-уральская тропа» - интересный и посильный для многих маршрут, его амбассадор Раис Габитов - тоже неутомимый путешественник. А взять наши пещеры - они ведь до конца так и не изучены.

 По интегральным показателям за пять лет деятельности наше региональное отделение РГО на 4-м месте в стране и еще в 2022 году было удостоено Большой Серебряной медали.

 

- А что же вы скромно умолчали о вручении вам в Москве Благодарности Президента России? Примите мои искренние поздравления

 - Спасибо. Для меня это большой мотивирующий факт.

- Салават Талгатович, знаю, что Уфа, школы столицы республики - под вашим особым патронатом. К каким результатам, на ваш взгляд, должно стремиться столичное образование, если его мерить в цифрах ЕГЭ?

 - С уфимскими школами сотрудничаем очень плотно и, на мой взгляд, эффективно. Во многих из них реализуются наши специальные проекты. Главным образом они касаются полилингвальных методик в изучении родных и иностранных языков. Также во многих школах созданы психолого-педагогические классы. Вузовские преподаватели приходят на помощь при подготовке к олимпиадам, разработке всевозможных тестовых заданий, организации творческих групп, школьных кружков. Есть разные воззрения на подготовку выпускников школ. Престижно стало готовить 100-балльников, что, конечно же, хорошо. Но, согласитесь, «звездочки», «вундеркинды» - штучные экземпляры. А будет отлично, если мы добьемся среднего балла по каждой школе свыше 80. Для этого нужны сильные учителя по всем предметам. Надо так научить ребенка доказывать теоремы, решать задачи, чтобы домашняя работа из скучной обязаловки превратилась в увлекательнейшее занятие, когда хочется разными вариантами решение найти, а потом у доски перед классом об этом рассказать.

- О таком учителе мечтают все родители! Но пока в школах дефицит педагогов, и вся надежда на ваших добросовестных выпускников. В следующем году у Акмуллинского университета юбилей. Готовитесь?

 

- Юбилей. И не один. В ноябре 2025-го исполнилось 140 лет Шарифу Сюнчелею, первому директору Уфимского педагогического института, 14 декабря 2026-го будем отмечать 195 лет Мифтахетдину Акмулле, чье имя носит университет. А уже 18 января 2027-го исполнится 60 самому нашему университету. Будем готовиться. Любые даты - лишь повод мобилизовать все силы на каждодневную работу. А наша работать - учить и учиться.

- Наверное, все же есть сокровенное желание, которое хотелось реализовать в предстоящий год?

 

 - Есть. Победа России в специальной военной операции. Тогда и все другие проблемы легко будет решить…

Галина Ишмухаметова. журнал "Уфа".

Фотографии