Салават Сагитов дал интервью «Российской газете»

20 апреля 2023

В школах Башкирии по-прежнему остро не хватает учителей-предметников, однако с недавнего времени количество желающих поступить в педвузы начало расти. С чем это связано и что нужно сделать для повышения престижа профессии педагога, об этом на деловом завтраке в "РГ" мы поговорили с председателем Совета ректоров РБ, ректором Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы  Салаватом Сагитовым.

Салават Талгатович, что нужно сделать, чтобы профессия учителя стала более популярной? Объявление 2023 года Годом педагога и наставника сможет в этом помочь?

Салават Сагитов: Если говорить о популярности, то в последнее время количество заявлений на поступление на педагогические профессии в вузы страны выросло. По данным Минпросвещения РФ, по итогам 2022 года это направление на третьем месте после медицинского и ИТ. Юристы и экономисты уступили свои позиции учителям, что не может не радовать.

Год педагога и наставника - это дополнительная возможность привлечь внимание к учительству. Хочется верить, что мероприятия не ограничатся плакатами, форумами и восхвалениями, а будут приняты серьезные меры поддержки.

Отмечу, что в последние два года государство серьезно вложилось в развитие педагогических университетов, проекты по строительству и капремонту школ и детсадов. Еще один важный момент - изменения в федеральном законодательстве, после которых образование перестало называться услугой. Кроме того, стали работать над тем, как уменьшить бюрократическую нагрузку на педагогов. Возможно, пока простые граждане, учителя и дети не почувствовали эффекта от новшеств, но он обязательно будет, хоть и не мгновенный. Важно, что шаг сделан.

Сколько учителей ежегодно выпускается из БГПУ, достаточно ли этого, чтобы закрыть дефицит в школах республики? По каким направлениям проблема стоит особенно остро?

Салават Сагитов: Наш университет - флагман педагогического образования в республике. Например, в 2023 году мы готовимся принять только на бюджетные места более 1700 человек. Но надо понимать, что здесь и магистратура, и заочное обучение, и непедагогические специальности. Поэтому для сегодняшних школьников, желающих посвятить себя педагогике, остается около 800 мест. К тому же, по статистике, только 65 - 70% выпускников остаются в профессии. Тогда как в школах республики не хватает около трех тысяч педагогов, и практически по всем предметам: русскому и английскому языкам, математике, физике, и даже начальных классов. Спасибо пенсионерам, которые пока спасают ситуацию, но если они уйдут...

Сейчас мы вновь говорим о том, что школа должна заниматься воспитанием подрастающего поколения, но когда не хватает учителей, это нереальная задача. А ведь победа в Великой Отечественной войне - это во многом заслуга педагогов, которые вложили в головы и души наших бабушек и дедушек понятия Родины, чести и долга. Помните слова Роберта Рождественского: "Учитель - профессия дальнего действия. Главная на земле". Я полностью с ним согласен.

Почему, например, почетный профессор нашего университета Марат Аксанович Ильгамов стал великим ученым, академиком? Ему повезло: на его пути попались хорошие наставники. А сколько таких Ильгамовых, Нуреевых, Шаляпиных, Циалковских и Макаренко бегают по улицам? Чтобы разглядеть заложенный природой талант и направить его в правильное русло, нужен грамотный педагог. Но они просто так не появляются. Это большая работа.

Так что же надо сделать в первую очередь для решения проблемы дефицита кадров?

Салават Сагитов: Человеку нужно и моральное, и материальное вознаграждение. Нельзя отбрасывать одно или забывать второе. Да, безусловно, ждем главного - повышения зарплаты учителям. Хочется надеяться, что вопрос решится в ближайшее время. Но над общественным мнением об учителе еще надо поработать. К примеру, обсуждается предложение придать учителям статус государственного служащего, что практикуется в некоторых странах. Я это полностью поддерживаю.

Башгоспедуниверситет сегодня готовит учителей для Кыргызстана. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

Салават Сагитов: Уже на протяжении двух лет БГПУ - опорный вуз по сопровождению проектной деятельности в сфере поддержки и изучения русского языка в Киргизской республике. Там запланировано строительство девяти новых школ, где обучение будет вестись в соответствии и с госстандартами России. Кроме того, наши специалисты разрабатывают учебные программы, готовят кадры и методическое сопровождение учителей для этих школ.

Российско-киргизские школы должны стать элитными, значит, мы обязаны подготовить для них элитных учителей. В 2025 году планируется завершение строительства трех из девяти школ, соответственно наша задача - выпустить педагогов, знающих тонкости и российского, и киргизского образования. В Башгоспедуниверситете уже идет их обучение по программам педагогического бакалавриата и педагогической и управленческой магистратуры. По предварительным расчетам, в русско-киргизские школы нужно более 750 педработников, а также 80 человек управленческого состава - директоров школ и их заместителей. К примеру, только в 2022 году в БГПУ имени Акмуллы приехали учиться 96 ребят из Киргизии.

Почему наша страна сегодня строит школы за рубежом? Конечно, для укрепления позиции русского языка. Поэтому в прошлом году в дружеских странах начали открывать центры русского языка. В Киргизии мы планируем создать четыре таких центра.

На вопрос, почему именно Башгоспедуниверситет курирует Киргизию, отвечу просто: из-за тесной культурной связи наших народов и давней дружбы. К тому же, БГПУ входит в пятерку лучших педвузов в стране.

В башкирских вузах учится много иностранцев, чего же нашим университетам не достает, чтобы стать более привлекательными для абитуриентов из Башкирии?

Салават Сагитов: Я думаю, не хватает раскрученности. Не зря говорят: нет пророка в своем Отечестве. То, что далеко, кажется привлекательнее. Но башкирские вузы достойно выглядят на фоне других университетов страны, о чем свидетельствует создание у нас Евразийского научного образовательного центра мирового уровня. Это решение комиссия принимала после детального изучения всех направлений работы вузов республики.

К примеру, за последние четыре года Башгоспедуниверситет сделал гигантский шаг вперед. В том числе и благодаря федеральному проекту "Учитель будущего поколения России", по которому мы получили 345 млн рублей за два года. На эти средства мы приобрели современное оборудование и сделали ремонт. За четыре года мы вложили в развитие вуза более 650 миллионов рублей. Теперь БГПУ имени Акмуллы - один из самых технологически оснащенных педуниверситетов страны.

У нас есть современный межфакультетский технопарк универсальных педагогических компетенций "Учитель будущего поколения России". Это один из самых больших педагогических технопарков в стране. Он располагается на четырех этажах одного из корпусов вуза и занимает около 800 кв. м. Технопарк включает в себя конференц-зал с технологичной связью, коворкинг-, ИТ- и экспериментальную зоны. Здесь могут заниматься студенты всех факультетов и институтов вуза.

Совсем скоро мы официально откроем педагогический технопарк "Кванториум", где на современном оборудовании будет проходить обучение студентов, повышение квалификации учителей и профориентационная работа со школьниками. "Кванториум" уже оснастили современным мультимедийным оборудованием: манипуляторами, 3D-принтерами, лазерами. Технопарк будет носить имя почетного профессора БГПУ, ректора МГУ имени Ломоносова Виктора Садовничего. Он очень тепло относится к нашему вузу. У нас трудится много его учеников. Мы единственный педуниверситет, который имеет договор о сотрудничестве с МГУ имени Ломоносова.

Кроме того, в ближайшем будущем начнем использовать при оценке подготовки студентов демонстрационный экзамен. Специализированная аудитория уже оборудована. В мае планируем презентовать платформу, которая поможет определить пробелы в знаниях конкретного учителя или студента и разработать индивидуальный образовательный маршрут.

Ключевой вопрос

Выходит, что педагогический вуз теперь оснащен не хуже технических университетов? А как обстоят дела с кадрами - учителями учителей?

Салават Сагитов: Оснащение у нас действительно на высоком уровне. А дефицит кадров есть везде, привлечь молодых специалистов в науку и образование и, главное, удержать - сложно. В прошлом году глава республики впервые выделил всем университетам на поддержку молодых ученых 200 млн рублей. Из них 15 млн рублей выиграл Башгоспедуниверситет. Благодаря этим деньгам 10 наших сотрудников улучшили свои жилищные условия и 30 ученых прошли стажировку. Такая мера поддержки дорогого стоит. Надеемся, в этом году на эти цели вновь выделят средства.

Источник: Российская газета https://rg.ru/2023/04/19/reg-p...