Интервью С.Сагитова журналу «Вестник образования» Минпросвещения РФ

06 августа 2021

В электроном журнале «Вестник образования» Минпросвещения России опубликовано интервью ректора БГПУ им. М.Акмуллы Салавата Сагитова.

Новый выпуск знакомит читателей с деятельностью и планами развития ряда российских педагогических вузов. Тема июльского номера журнала – «Быть учителем: ключевые направления развития педагогического образования в России. В рубрике «Главная тема» ректоры педагогических вузов страны – МПГУ, МГППУ, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Мининского университета, Новосибирского государственного педагогического университета, БГПУ им. М. Акмуллы – рассказали о том, как именно меняются программы педагогических университетов и подбирается коллектив преподавателей, чем наполнена студенческая жизнь и какие абитуриенты выбирают сегодня профессию педагога.


БГПУ им. М. Акмуллы: как эффективно сложить пазл из обучения студентов принципам бережливого производства, цифровым и проектным навыкам

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы – участник Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня, а также опорный вуз России по продвижению русского языка в страны Шанхайской организации сотрудничества. Он входит в состав сетевого Университета ШОС, в рамках которого осуществляется подготовка кадров высшей квалификации по таким приоритетным направлениям научно-образовательного и экономического сотрудничества стран – участниц организации, как энергетика, экология, машиностроение, металлургия, строительство, транспорт, история, лингвистика, IT-технологии. В институтах и на факультетах университета продолжается внедрение современных образовательных технологий в виде кластеров по различным направлениям, обновляется инфраструктура. 

В интервью электронному журналу «Вестник образования» Минпросвещения России ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Салават Сагитов рассказал о роли педвуза в развитии региона, о том, почему цифровые технологии никогда не заменят учителя, и о важности компетенций в сфере бережливого производства, проектного управления, цифровизации для современного педагога.

Салават Талгатович, расскажите, что нового сейчас происходит в университете?

Мы сохраняем традиции (через полгода вуз будет отмечать 55-летие), но живем планами на будущее. И эти планы действительно масштабные. Это стало возможным буквально в последние полтора года, после того как мы перешли в ведение Министерства просвещения. Самое большое событие для нас – это, пожалуй, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в котором он особо выделил педагогические вузы и дал конкретные поручения Правительству о направлении 10 миллиардов рублей на их поддержку. В последний месяц мы как раз писали проект развития вуза. Он достаточно краткосрочный, рассчитан на полгода-год, но он позволит нам скорректировать наши стратегические планы и выстроить совершенно иную траекторию развития. В этом году вуз попал в первую категорию педагогических вузов России и получил финансирование на сумму 185 миллионов рублей. Такие успехи бодрят и подталкивают к новым свершениям, но это и большая ответственность. 

Что для вас важнее всего при формировании педагогического коллектива? 

Коллектив формируется исходя из миссии университета: учить, заниматься наукой и быть включенными в социально-экономическую сферу республики. У каждого специалиста свои сильные стороны. Кто-то занимается серьезными научными исследованиями: у нас уже есть значительные достижения в области нанотехнологий, генетики, в IT-сфере и, конечно, в педагогике и психологии. 

Безусловно, важен и сам образовательный процесс. Мы готовим учителей, а значит, преподаватели вуза должны служить примером для студентов, которые потом будут работать с маленькими детьми и подростками.

Нашему вузу также всегда нужны люди, которые могут смотреть на все чуть шире, заглядывать вперед и на основе уже наработанного опыта предлагать инициативы, которые могли бы прижиться в вузе и в дальнейшем развиваться как минимум на региональном уровне.

Какие мероприятия для студентов проводятся в университете? Какие есть возможности для развития вне учебы? 

Начну с того, что в вузе насчитывается более десяти спортивных секций, около 15 кружков. Прошедший у нас фестиваль «Студенческая весна – 2021» показал, что в университете есть немало талантов, и мы продолжаем активно поддерживать ребят. Мы также развиваем студенческое самоуправление.

Другое серьезное направление – волонтерство. На базе нашего университета действует Волонтерский центр, который прекрасно себя показал во время пандемии. Наши ребята помогали тем, кто не мог выйти из своих квартир, – инвалидам, лицам старшего возраста. Они также занимались консультированием 11-классников, помогали им готовиться к ЕГЭ. Таким образом, студенты получают опыт, который обязательно потом им пригодится в будущем.

И конечно, большое внимание уделяем научному направлению: в университете проводятся научные исследования, конференции, круглые столы. На фоне пандемии коронавирусной инфекции многие привыкли к онлайн-формату, и мы пытаемся вовлечь в такие мероприятия как можно больше студентов. Это особенно важно, учитывая, что наш вуз – один из участников Евразийского научно-образовательного центра, созданного по распоряжению Правительства РФ. 

Какие абитуриенты поступают в ваш вуз?

В педагогический вуз не может поступить человек, который не болеет душой за других людей. В последнее время много говорят, и, наверное, в этом есть доля правды, что современная молодежь – это поколение потребителей. Да, возможно, сейчас молодые люди более прагматичны, но они также четко знают, что от образования зависит очень многое. И наши абитуриенты и студенты – яркий тому пример. 

Также отмечу, что из года в год растут средние баллы для поступления. Так, недавно опубликованный мониторинг вузов показал, что у нас по итогам 2020 года в очередной раз увеличился средний балл ЕГЭ. В этом году этот показатель уже достиг 67,76. За последние три года мы сделали рывок в 4,5 балла, и это очень здорово. 

Какое место занимает в обучении педагогическая практика?

У нас она вписана в учебный процесс. Это лакмусовая бумажка, которая позволяет студентам увидеть себя в учительской профессии. 

Очень здорово, что теперь студенты могут начать преподавать после третьего курса. Это большое подспорье: благодаря этому после завершения образования студент приходит в школу более подготовленным. 

Какими навыками должны обладать выпускники? 

Могу привести один пример. Совсем недавно вуз стал членом Ассоциации бережливых вузов. Объясню, что это значит. К сожалению, мы привыкли жить так, что тратим много времени, денег и прочих ресурсов при организации того или иного процесса, потому что не просчитываем варианты, не выстраиваем алгоритмы. Поэтому, как показывает опыт, практически любой процесс у нас влечет за собой много потерь. Наша задача – и разумно, на принципах бережливости, организовать внутреннюю жизнь университета,  и обучать этим принципам студентов. Прежде всего, конечно, нужно научиться беречь друг друга – пандемия в этом плане стала для нас уроком. Но в жизни есть и другие ситуации, требующие бережливого отношения к различным ресурсам. Мы надеемся, что дальше выпускники будут применять эти навыки в школах и передадут их нашим детям. 

Кроме того, необходимо развивать у выпускников педвузов навыки проектной работы. Зачастую их не хватает, поэтому мы делаем на этом особый акцент. И конечно, сейчас не обойтись без IT-технологий, цифровизации. Понятно, что учителя никто не заменит, но цифровизация должна облегчить образовательный процесс. Убежден, что все выпускники нашего университета, придя в школу, должны быть лучшими в области IT-грамотности. Это тоже наша задача как вуза. Ребята, которые, помимо предметных навыков, смогут приобрести компетенции в сфере бережливого производства, проектного управления, цифровизации, будут способствовать дальнейшему развитию системы образования региона в целом. 

Каким вы видите будущее университета? 

Мы понимаем, что профессия учителя не зависит от процессов цифровизации, глобализации. Она была и будет всегда. В соответствии с веяниями времени могут изменяться методика преподавания, технологии, методы. Но сам учитель – это всегда человек, который вкладывает частичку своей души в души других людей. Это гораздо больше, чем просто чтение книги или информации на экране компьютера. Наш вуз нацелен на то, чтобы развивать педагогическое образование в регионе и за его пределами. Мы входим в систему Евразийского научно-образовательного центра, поэтому главная задача – со школы готовить детей к поступлению в наши университеты, чтобы они впоследствии работали на предприятиях региона. Нашу роль в этом трудно переоценить, так как со школьниками в первую очередь работают именно выпускники педвузов. И сегодня этой работе уделяется самое пристальное внимание на уровне Президента и Правительства страны. Поэтому в будущем я вижу наш университет современным образовательным учреждением, которому по плечу решать самые масштабные и глобальные задачи.

 

 Текст интервью опубликован на сайте журнала «Вестник образования».