368 студентов БГПУ им. М. Акмуллы работают вожатыми в летних лагерях от Уфы до Дальнего Востока

28 июня 2018

Производственную практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студенты 3-го курса, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» всех профилей, проходят в качестве вожатых и воспитателей детских оздоровительно-образовательных учреждений не только на территории Республики Башкортостан (ЦДООТ «Горский», ДОЦ «Формула», ДОЦ «Восход»,  ДОЛ «Звездочка», ДЦ «Алые паруса и др.), но и на Дальнем Востоке (Всероссийский лагерь «Океан»), в Краснодарском, Пермском крае, Республике Крым и др. В общем количестве проходят практику более 368 студентов.

Данный вид практики направлен на овладение студентами - практикантами технологиями организации воспитательной работы, на формирование их готовности к самостоятельной работе с детским коллективом. Эта  практика  является неотъемлемым звеном системы профессиональной подготовки будущих учителей и способствует формированию их основных профессиональных компетенций.

Подготовка к практике включает в себя обязательный Вожатский практикум, Инструктивно-методический лагерь в  ДОЛ "Черемушки" (апрель 2018 г.), где они узнали друг друга поближе и показали умение работать в команде. Большое внимание было уделено адаптации студентов в условиях детского оздоровительного лагеря.

Студенты научились четко распределять между собой обязанности, в срок и качественно проводить все запланированные мероприятия, своевременно заполнять отчетную документацию, а, самое главное, –  устанавливать доброжелательные отношения с детьми и педагогическим коллективом.

Основная форма организованной жизнедеятельности детей – это отряд. В лагерях отряды формируются по возрасту от 6 до 16 лет. Деятельность отряда организует двое вожатых, а управление в нем осуществляется на основе совместного с детьми принятия решений во всех жизненных и творческих ситуациях. Организационная модель отряда наиболее соответствует типу малой группы, когда возможно создание комфортной психологической атмосферы и общение построено на взаимодействии «каждого с каждым». Отрадно, что студентам удаётся успешно  выстраивать личностно-ориентированные дружеские отношения. Совместно со старшими вожатыми они активно обсуждают вопросы организации отрядных и общелагерных мероприятий, учитывая возрастные и индивидуальные особенности отдыхающих.

У студентов наблюдается позитивное настроение, они чувствуют эмоциональную поддержку и доброжелательное отношение со стороны профессорско-преподавательского состава университета и администраций базы практик. При этом важно отметить, что руководители и старшие вожатые лагерей отмечают хороший уровень теоретической и практической подготовки наших студентов.

Преподаватели кафедры педагогики также осуществляют психолого-терапевтическую, консультативную и методическую поддержку студентам в процессе прохождения практики, периодически выезжая на место дислокации лагерей.  Так, зам. директора  лагеря «Алые паруса»  Долматова Людмила Анатольевна отмечает: "Радостно за студентов-практикантов, имеющих возможность приобщиться к уникальному методическому опыту проведения смен в лагере".

 Мастерство составления уникальных комбинаций из известных форм и методов работы под уникальную идею и творческую задачу обуславливает возможность постоянного обновления лагеря и сохранения высокого качества работы его педагогического коллектива. Но при всем множестве новшеств в лагерях сохраняется особый дух единения, творчества, душевности, которые поддерживаются традициями и подвижничеством не только  сотрудников, но и студентов.

Студенты работают по разработанному в лагере организационному алгоритму; используют разнообразные методы и формы организации досуговой деятельности воспитанников, которые направлены на формирование и сплочение временного детского коллектива; осуществляют индивидуальный подход в воспитательной работе (ведут специальные журналы учета занятости и результатов деятельности воспитанников).

Смены проходят успешно, несмотря на капризы погоды. Работой вожатых из БГПУ им. М. Акмуллы довольны не только администрации лагерей, но и дети и их родители. Несмотря на усталость и сложность работы, которую отмечают все студенты, они быстро влились в коллектив, освоили требования к организации работы и смогли показать и реализовать свой творческий потенциал. Они мотивированы на успех в работе вожатого, и применение полученных знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности.

Фотографии