Профилактику деструктивного поведения молодежи обсудили на всероссийской конференции

22 ноября 2025

21 ноября 2025 года в Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Безопасность и профилактика деструктивного поведения молодежи в свете новых угроз». Она прошла в рамках Национального педагогического форума и собрала широкий круг участников, среди которых были советники по воспитательной работе, заместители директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования, преподаватели-организаторы основ безопасности и защиты Родины (ОБЗР), а также студенты выпускных курсов Акмуллинского университета.

На пленарном заседании конференции была представлена модель методического сопровождения педагогических работников в сфере противодействия идеологии экстремизма. Директор Координационного центра по противодействию идеологии терроризма и экстремизма Ильгам Хабибуллин, модерировавший заседание, подчеркнул важность разработки четких методических рекомендаций для педагогов, которые помогут повысить их эффективность в вопросах первичной профилактики.

Доктор философских наук Карлен Даллакян, руководитель государственного задания Минпросвещения РФ «Разработка и апробация модели методического сопровождения педагогических работников учреждений общего и профессионального образования по противодействию идеологии экстремизма в молодежной среде», представил научную базу к предложенной модели, акцентируя внимание на необходимости системного подхода к решению данной проблемы.

С приветственным словом к участникам конференции обратился доктор исторических наук, проректор по воспитательной деятельности и молодежной политике РГПУ им. А. И. Герцена Роман Соколов. Он отметил важность совместных усилий образовательных учреждений и общественных организаций в борьбе с деструктивными проявлениями среди молодежи.

Уникальный взгляд на проблему и опыт вовлечения молодежи в профилактическую деятельность представили сотрудники кафедры социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета: доктор педагогических наук, профессор Елена Харланова и кандидат психологических наук, доцент Надежда Сиврикова. Их выступления подчеркивали значимость активного участия молодежи в профилактических инициативах.

По завершении пленарной части участники конференции приняли участие в тренинге «Мягкие технологии профилактики экстремизма», который проводили Елена Харланова и Надежда Сиврикова. В ходе тренинга участники получили практические навыки и инструменты для работы с молодежной аудиторией, что является важным шагом в формировании эффективной системы профилактики деструктивного поведения.

Во второй половине дня прошли три секции, каждая из которых была посвящена актуальным вопросам противодействия экстремизму и безопасности человека и социума. На секции «Философское осмысление образовательных стратегий противодействия экстремизму» участники обсуждали современные подходы к формированию образовательных программ, направленных на предотвращение деструктивного поведения среди молодежи.

В рамках секции «Роль молодежных общественных организаций в профилактике экстремизма в молодежной среде» были рассмотрены общественные инициативы и их вклад в предотвращение экстремистских проявлений. Председатель Центрального Совета Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности» Надежда Ершова рассказала о реализации молодежных проектов, направленных на формирование безопасной среды для молодежи. Председатель Северо-Осетинской региональной общественной организации «Ассоциация жертв террористических актов «Матери Беслана» Сусанна Дудиева поделилась своим опытом, выступив с докладом «Трагедия Беслана – урок памяти». 

На секции «Экстремизм и безопасность в современном мире» участники обсуждали актуальные вопросы преподавания предмета «Основы безопасности и защиты Родины» и организации внеурочной деятельности. В числе выступающих были как опытные педагоги, так и представители государственных структур, что позволило получить многогранный взгляд на проблему. Открыла секционное заседание заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям Лилия Каримова. В своем выступлении она отметила: «Образование – это основа формирования сознательного гражданина, способного принимать правильные решения в условиях современных вызовов. Воспитать личность безопасного типа поведения – наша общая задача».

Концепцию соревнований «Школа безопасности» как ресурса системы дополнительного образования представила заместитель начальника отдела подготовки населения управления гражданской обороны и защиты населения МЧС Башкортостана Ирина Папушина.

Преподаватель-организатор ОБЗР Гимназии №64 им. В.В. Горбатко г.Уфы Сергей Черепанов поделился своим педагогическим опытом, подчеркнув: «Личность педагога, его ценности, образ его мыслей и отношение к служению Отечеству – вот что самое главное в нашем предмете».

В ходе работы секции также рассматривалась роль педагогики открытий в преподавании основ безопасности жизнедеятельности (ОБЗР). Айтуган Мустафин, учитель ОБЗР Республиканской полилингвальной многопрофильной гимназии № 2 СМАРТ г.Уфы, представил методику «Педагогика открытий», которая способствует развитию критического мышления и аналитических навыков у учащихся. К обсуждению вопросов через видеоконференцсвязь подключился Владимир Баклунин, руководитель городского методического объединения учителей ОБЗР г. Челябинска.

Российское общество «Знание» выступило партнером конференции, и его лекторы Тимур Мустафин, Алла Иванова и Элина Сафина провели лекции для участников. В рамках конференции также прошла иммерсивная выставка «Гражданская оборона: от зарождения до наших дней» и торжественный концерт «Пульс безопасности», приуроченный ко Всемирному дню добровольца.

Конференция завершилась выработкой рекомендаций по дальнейшему развитию методического сопровождения педагогов в области профилактики деструктивного поведения молодежи. Участники выразили надежду на продолжение сотрудничества между образовательными учреждениями, государственными структурами и общественными организациями для создания безопасной среды для подрастающего поколения.

Фотографии