Ирина Боронилова: «ИИ не заменит место педагога, наставника»

01 октября 2025

Сегодня  министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов на Прямой линии отметил, что отечественная система искусственного интеллекта, должна помогать и учителям, и школьникам, но не для того, чтобы списать контрольные работы и не заменять учителя. Мнением о месте искусственного интеллекта в образовании поделилась директор Института педагогики Ирина Боронилова:

«Информационные технологии, которые «вчера», то есть всего несколько лет назад, воспринимались всеми как инновация, сейчас являются неотъемлемой составляющей современного образовательного процесса на всех уровнях образования: от детского сада до высшей школы.  Сегодня в современном мире активно развиваются уже технологии искусственного интеллекта. Искусственный интеллект в образовании - инструмент, который должен быть направлен, прежде всего, на помощь и учителям, и ученикам, и родителям. Искусственный интеллект имеет колоссальный арсенал возможностей от разработки и проектирования занятий до диагностики и оценки знаний учащихся.  Технологии в образовании, связанные с искусственным интеллектом, сегодня актуальны и востребованы. Так, например, в БГПУ им. М. Акмуллы, в Институте педагогики преподаватели кафедры педагогики и кафедры дошкольной педагогики и психологии проектируют исследование по разработке модели сопровождения профессионального экзамена на основе искусственного интеллекта для объективной оценки компетенций педагогов».

Безусловно, искусственный интеллект не может заменить учителя, считает Ирина Геннадьевна. Учитель не только обучает, передаёт систему знаний, но, в первую очередь, воспитывает, формирует систему ценностей, мировоззрение подрастающего поколения. 

«Обучая - воспитываем. Воспитывая - обучаем. Это единство образовательного и воспитательного процессов и позволяет формировать личность ученика, социализировать, развивать творчество и таланты, критически мыслить и анализировать информацию. В воспитании и становлении каждого ребёнка особую роль играет личность наставника, педагога, его личный пример. Искусственный  интеллект и в системе преподавания, и в системе воспитания ребёнка должен помогать, дополнять, а не заменять собой роль и место учителя и наставника, родителей, друзей», - подчеркивает директор Института педагогики.