Заведующий кафедрой прикладной психологии и девиантологии БГПУ им. М. Акмуллы, кандидат философских наук Ирина Фаритовна Шиляева, комментирует последние трагические события в школах страны

19 января 2018

"Не успели мы отреагировать на произошедшее 15  января тревожное событие в Перми, когда подростки с ножами напали на учителя и учащихся начальных классов, как уже 19 января 2018 года в новостных лентах появилась информация о том, что ребенок с топором напал на школу в Улан-Удэ. И тут закономерно встает вопрос, что же такое происходит с подростками, что толкает их совершать такие поступки? Чем вызвано такое жестокое, агрессивное поведение и что нужно срочно предпринять для предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем? Попробуем взглянуть на эту проблему с психологической точки зрения.

О том, что подростковый возраст является «критическим», «переходным», «трудным» известно уже давно. Все эти характеристики связаны со сложностями перехода от детства к отрочеству, сопровождающегося специфическими изме­нениями в физическом, психическом, нравственном и социальном развитии ребенка. В этот период подростки переживают множество существенных перемен - в самих себе и во взаи­моотношениях с другими людьми.

Интересно, что американский нейробиолог Лоренс Стейнберг уверен, что подростки не виноваты в своем зачастую неадекватном поведении. В молодости в мозге активизируются две нейронные сети. Одна из них управляет процессом познания, поощряя принимать разумные, обоснованные решения, другая же регулирует социально-эмоциональное поведение. Мозг подростка уже способен адекватно перерабатывать и воспринимать большие объемы информации, но незрелость нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации, объясняет трудность или даже невозможность принятия взвешенных, разумных решений в эмоционально насыщенной ситуации, особенно в присутствии сверстников.

Французский психолог Ф. Дольто  подчеркивает,  что  подростковый  возраст - это  период «крайней ранимости», от которой подростки защищаются  либо депрессией, либо негативом, который еще больше усиливает их слабость». Подростки  нередко  вынуждены, действительно, защищаться от бесконечной и неконтролируемой агрессии старших,  не готовых слушать и слышать ребенка, нетерпимых к другому, отличному от их - взрослых - мнению. И совсем не обязательно эта агрессия должна проявляться в жестком или  жестоком отношении, достаточно презрительной снисходительности к подростку, «обесценивания» его личности.

Поэтому следует прежде всего признать, что современному подростку очень важна поддержка взрослых. Низкий уровень информированности родителей о жизни собственных детей, их отстраненность, семейное неблагополучие, неумение родителей создать в семье благоприятный психологический климат, формализация отношений в системе взаимоотношений с учителем, – питательная среда для подростковых рисков, часто разрушительных для здоровья.

Подростки ищут понимания и в то же время тщательно оберегают свой внутренний мир от назойливых вторжений. Они хотят поговорить – но не могут себя выразить. И потому иногда просто достаточно оставить подростка наедине, дать возможность побыть с самим собой. Умение разговаривать друг с другом – это не просто умение произносить слова. Это умение по-особому организовать поддерживающую социальную среду для подростка: доверчиво, открыто, доброжелательно.

Но появление в СМИ сообщений о целой череде похожих деструктивных проступков, таких, как эти нападения в школе, или ролики с провокационными танцами студентов и курсантов в интернете, еще более усугубляет ситуацию, поскольку провоцирует дублирование подобных форм поведения. Все это нас, как психологов, не может не настораживать. Поскольку в данном случае к уже имеющимся сложностям подросткового возраста еще добавляется дополнительный фактор – эффект заражения через СМИ.

Специалистами давно обсуждается вопрос влияния СМИ, например, статей в газетах или показов по телевизору сюжетов о конкретных случаях суицидов, актов жестокости и агрессии на девиантное поведение молодых людей. Исследования К. Хоутона, показали, что детальные описания деструктивных форм поведения, сенсационный стиль сообщений и многократное их повторение в СМИ могут выступить пусковым механизмом и вызвать подражающие формы поведения в соответствующей возрастной или социальной группе, часто называемые «эффектом заражения» или «синдромом Вертера».

Всемирная организация здравоохранения выступает за более взвешенное освещение суицидальных и деструктивных происшествий в средствах массовой информации и дает рекомендации использовать достоверные и надежные источники, опираться на факты, избегать обобщений, в описании деталей произошедшего рекомендуется руководствоваться принципом разумной достаточности, для правильной интерпретации информации рекомендуется прибегать к помощи компетентных специалистов.

 Мы понимаем, что предупреждение подобных форм асоциального поведения представляет собой весьма непростую, но выполнимую комплексную задачу, решение которой возможно только при взаимодействии семьи и различных структур общества (государственные органы, образовательные организации, органы охраны правопорядка, учреждения социальной защиты, здравоохранения, религиозные, общественные организации, СМИ)." 

Ирина Фаритовна Шиляева, кандидат философских наук,

заведующая кафедрой прикладной психологии и девиантологии

БГПУ им. М. Акмуллы.