Лучшие школьники Башкортостана проверили свои знания истории в Акмуллинском университете

09 февраля 2025

6 и 7 февраля в БГПУ им. М. Акмуллы состоялся региональный этап всероссийской олимпиады школьников по истории. Акмуллинский университет стал одной из трех площадок регионального этапа в Башкортостане, здесь задания выполняли 175 учеников 9, 10 и 11 классов.

Региональный этап олимпиады по истории проводится в течение двух дней и состоит из двух туров: теоретического и практического. В практическом туре участники писали два сочинения. Одно было посвященное анализу исторического источника (исторический проект), второе – разбору и оценке определенного высказывания историка или современника (историческое эссе). Теоретический тур включал 10-15 задач из различных разделов истории разного уровня сложности. В основном задачи посвящены отечественной истории, материалы из курса всеобщей истории привлекались в сопоставлении с событиями отечественной истории. На выполнение заданий каждого тура отводилось 180 минут.

«В этом году в региональном этапе олимпиады участвуют 280 школьников. Это наибольшее число за последние пять лет. Приятно видеть, как растет интерес ребят к изучению истории. Задания регионального этапа очень сложные, они требуют аналитического умения, умения синтезировать и делать выводы, исходя из исторических документов. Проверяло работы очень компетентное жюри. В него входят как преподаватели вузов Республики Башкортостан, так и лучшие учителя региона, имеющие опыт успешной подготовки ребят к олимпиадам и к сдаче ЕГЭ. Мы смотрим на работы с позиции поддержки ребят, вчитываемся в каждую работу и пытаемся найти зерно истины в каждой работе учеников», – рассказал председатель жюри регионального этапа ВсОШ, заведующий кафедрой обществознания, права и социального управления Салават Мусифуллин.

Динара Султанова учится в 11 классе Республиканского инженерного лицея-интерната. В олимпиадах Динара участвует с 5 класса, впервые на региональный этап вышла в девятом, а в прошлом году стала призером регионального этапа ВсОШ.

«У меня очень хороший учитель Баймурзин Загир Хатипович, он помогал мне готовиться. Мы изучали очень много дополнительной литературы, он купил очень много книг, использовали онлайн-курсы. Я участвую в олимпиаде из интереса, надеюсь занять призовое место», – говорит Динара.

«В истории меня привлекает то, что можно анализировать нынешние забытия через призму прошлого, сравнивать то, что происходит сейчас, с тем, что происходило раньше. Возможно, сейчас это делать немножко сложнее, потому что у нас очень интересный контекст, беспрецедентные ситуации, но мне это очень интересно», – поделился Булат Фахрисламов, ученик 10 класса лицея №5 г. Уфы.

Для учителей в дни олимпиады проходили методического семинары, посвященные основным подходам к изучению и преподаванию истории Великой Отечественной войны и работе с одаренными детьми, их подготовке к олимпиадам и различным конкурсам. Своим опытом и наработками поделились преподаватели Акмуллинского университета и опытные учителя.

Лариса Абдрафикова, учитель истории и обществознания высшей категории из школы №27 с углублённым изучением отдельных предметов г. Уфы помогает своим ученикам готовиться к олимпиадам уже 25 лет. Главное – это заинтересовать ребенка в пятом классе, на первых этапах изучения истории, считает Лариса Вячеславовна.

«Если ребенку понравилась история Древней Греции и Рима, можете брать его двумя руками и вести дальше. Сейчас есть огромное количество источников, по которым можно готовиться. Ведь историю можно учить и учить, и не выучить все до конца. Мы используем и новейшие учебники, разработанные с участием Мединского, и задачки к олимпиаде 2000 года, которые нашли в школьном музее недавно. И когда есть у ученика интерес, мотивация, тогда, конечно, будет успех», – отмечает педагог.

«В нашей школе выстроена целая система подготовки к олимпиадам. Это и еженедельные внеурочные занятия, и «Академические субботы», и самые разные формы работы. Мы с ребятами ездим образовательные поездки – на археологические раскопки, в музеи, по историческим местам. Еще один важный элемент – системность. Подготовка должна быть неразрывной, постоянной, и через уроки, и через другие направления. Например, у нас есть литературный клуб, где мы с учениками обсуждаем прочитанные книги. И в последнее время мы обратились к литературе о Великой Отечественной войне, а эта тема всегда присутствует на олимпиаде. Успех учеников для меня – большое счастье и, наверное, мотивация оставаться в школе. И очень интересно видеть, как они становятся думающими, мыслящими людьми. А что еще для учителей нужно?» – поделилась размышлениями выпускница Акмуллинского университета, учитель истории «Новошколы» из Уфы Юлия Садыкова.

В организации регионального этапа олимпиады активное участие приняли преподаватели, сотрудники и студенты Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования БГПУ им. М. Акмуллы.

Итоги регионального этапа станут известны 21 февраля. Лучшие знатоки истории примут участие в заключительном этапе олимпиады, который пройдет с 3 по 10 апреля в Северной Осетии – Алании.

Фотографии