В Акмуллинском университете прошел завершающий 2024 год Ученый совет

25 декабря 2024

Ученый совет состоялся 23 декабря. На повестке дня рассмотрены два основных вопроса: «Об итогах реализации воспитательной работы и молодежной политики в 2024 году» и «Приоритетные направления развития Колледжа в 2025 году».

Об итогах реализации воспитательной работы и молодежной политики в 2024 году был выслушан доклад проректора по молодежной политике и международным связям  Радика Юлбаева. Ученый совет отметил, что молодежная политика в Университете реализуется в соответствии с федеральными и региональными нормативно-правовыми документами, а также в соответствии со Стратегией реализации молодёжной политики Российской Федерации до 2030 года.

Мониторинг вовлеченности студентов учебных подразделений во внеучебную деятельность показывает положительную динамику и составляет на первое полугодие 2024-2025 учебного года 21% от общего количества студентов, годом ранее эта цифра равнялась 13%.

Одной из главных задач воспитания молодежи является формирование у них духовно-нравственного и патриотического сознания. Традиционными стали еженедельные поднятие государственных флагов Российской Федерации, Республики Башкортостан, флагов Минпросвещения России, Университета, внеурочные занятия «Разговоры о важном», активно отмечаются государственные праздники. Студенты и сотрудники Университета участвуют в общероссийских акциях, а также в сборе гуманитарной помощи для бойцов СВО. В 2025 году будет широко отмечаться 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим утвержден соответствующий план, включающий 29 мероприятий, из которых 4 – всероссийского, 2 – республиканского и 23 - вузовского уровней.

В Университете особое внимание уделяется развитию студенческого самоуправления. В 2024 году было утверждено новое положение об Акмуллинском совете обучающихся, выборы на должности Аппарата АСО состоялись 11 декабря текущего года. Всего в Университете развиваются 30 студенческих советов учебных подразделений, общежитий и объединений по разным тематическим направлениям. В целях развития лидерских качеств и компетенций, вовлеченных в разные активности студентов с 2023 года на базе СОЦ «Салихово» проводится Школа студенческого актива «Акмуллинские лидеры». В 2023 году через программы Школы прошли более 200 студентов, а в 2024 году уже около 700.

В Университете из 14 коллективов и студенческих творческих объединений 8 удостоены звания «Народный» и 1 носит звание «Заслуженный». Результатами работы творческих коллективов в 2024 году стали победы на всероссийском и республиканском уровнях. В 2025 году планируется постановка спектаклей театральных студий Университета на базе школ, где реализуется проект «Психолого-педагогические классы».

В рамках реализации федеральной программы «Пушкинская карта» в 2024 году было проведено более 16 мероприятий, из которых 10 организованы в сотрудничестве с учреждениями культуры Республики Башкортостан, а остальные 6 – университетские.

По итогам 2023-2024 учебного года во Всероссийском рейтинге лучших студенческих спортивных клубов студенческий спортивный клуб «Арслан» вновь вошел в число лучших в России, занимая 22 место среди 833 клубов России и 3 место среди 110 клубов Приволжского федерального округа. Предлагается на базе вуза создать Музей спортивных достижений Акмуллинского.

Общая динамика участия студентов и сотрудников Университета в различных грантовых конкурсах показывает позитивный тренд в развитии проектной деятельности. Эффективным инструментом для формирования положительной динамики в проектной деятельности является Акселератор студенческих проектов «Созидатели». Так, в 2024 г. до этапа защиты акселератора были допущены 24 проекта, которые в дальнейшем были поданы на участие в конкурсе Росмолодежь.Гранты. 6 проектов студентов-выпускников акселерационной программы в дальнейшем получили грантовую поддержку.

На 2025 год приоритетным считаются задачи по совершенствованию акселерационной программы «Созидатели», повышения качества преподавания дисциплины «Исследовательская и проектная деятельность, в т.ч. «Обучение служением» для повышения эффективности проектной деятельности у студентов и преподавателей.

По решению руководства Университета подготовлен приказ об увеличении размеров материальной выплаты для семейных студентов и меры социальной поддержки для отдельных категорий студентов, в том числе, имеющие отношение к СВО. Также отдельным нормативно-правовым актом Университета предлагается закрепить меры по улучшению жилищных условий для студенческих семей, включая освобождение от коммунальных платежей и выделение жилого фонда первого этажа общежития №4.

В Университете работает один штатный психолог, который за 2024 год провел 505 индивидуальных консультаций, 1 338 диагностирований, тренинговую и коррекционную работу с 611 студентами.

В целях оценки воспитательной деятельности и молодежной политики в учебных подразделениях по итогам 2023-24 учебного года впервые была применена система ключевых показателей, которая включала как нормотворческую деятельность, так и творческое развитие студентов, их спортивные достижения. В целях дальнейшей мотивации учебных подразделений по работе в данном направлении предлагается пересмотреть вопросы поощрения за призовые места.

По итогам реализации воспитательной деятельности и молодежной политики в 2024 году по линии Министерства науки и высшего образования России Университет не попал в топ-50 вузов страны. В связи с чем особое внимание в 2025 году необходимо уделить на такие федеральные проекты, как «Твой Ход», «Голос поколений. Преподаватели», социологические опросы на платформе «Неравнодушный человек», более тесное взаимодействие с Обществом «Знание», реализация деятельности первичных отделений РДДМ «Движение первых», в том числе и на базе Колледжа БГПУ им. М. Акмуллы, реализацию социальных проектов через портал «Добро.рф», развивать инфраструктуру для студентов, таких как кабинет студенческого самоуправления, креативных пространств в учебных корпусах и общежитиях, максимально привлекать в мероприятия вуза иностранных студентов, создать постоянно действующую платформу для взаимодействия студентов с представителями администрации вуза как для обращений, так и пожеланий по дальнейшему ее развитию.

Предлагается до конца года утвердить «дорожную карту» по улучшению показателей мониторинга реализации молодежной политики и воспитательной деятельности в Акмуллинском университете в 2025 год.

О приоритетных направления развития Колледжа в 2025 году заслушали и обсудили доклад Колледжа Анны Таболиной. Ученый совет отметил, что в сфере СПО Колледж Университета должен обеспечить решение актуальных проблем развития по приоритетным направлениям, которые в том числе сформулированы в долгосрочной Концепции развития Акмуллинского университета до 2030 г.

БГПУ им. М. Акмуллы осуществляет подготовку специалистов среднего звена для системы образования, социальной, культурной и производственной сфер региона по наиболее востребованным профессиям. Контингент Колледжа составляет 1982 студента, из них 1615 обучаются по очной форме, 167 – по заочной. Ведется подготовка по 15 специальностям, 8 из которых входят в список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий России и 7 - в перечень ТОП-Региона.

1 сентября 2023 года состоялось открытие образовательного кластера «Центр педагогических компетенций», созданного в рамках Федерального проекта «Профессионалитет» Министерства просвещения РФ. В кластере реализуются программы по шести специальностям, соответствующим Федеральным государственным стандартам.

Анализ 16 основных показателей эффективности в сфере среднего профессионального образования показал, что 8 из них находятся выше медианного среднероссийского значения. В тоже время по 8 ключевым показателям работы Колледж БГПУ им.М.Акмуллы имеет недостаточные значения. К ним относятся показатели в сфере инфраструктурного развития, иностранного контингента студентов и студентов из других регионов РФ, финансово-экономической деятельности, кадрового состава.

Важной задачей в сфере развития СПО является обновление образовательных программ Колледжа, которые должны повысить конкурентоспособность и быть привлекательными для абитуриентов. Сейчас Колледж реализует лишь 2 программы из перечня ТОП-50. Все образовательные программы, реализуемые в Колледже, должны быть максимально практико-ориентированными: объем практической подготовки в рамках профессионального цикла должен составлять не менее 80% от общего объема учебной нагрузки данного цикла. В настоящее время он составляет, например, по специальности «Информационные системы и программирование» – 68%, «Преподавание в начальных классах» – 75%, «Землеустройство» – 54%, «Туризм и гостеприимство» – 60%.

В 2024 году заключены 6 договоров о сетевой форме реализации образовательной программы, обучение ведут 4 преподавателя.

От конкурентоспособности выпускника зависит и его трудоустройство, показатель которого является критерием эффективности Федерального проекта «Профессионалитет». По итогам 2023-2024 учебного года показатель трудоустройства составил 68,04% по Колледжу. К 2027 году 85% выпускников должны быть трудоустроены.

В период 2022-2024 гг.  участие в региональных и национальных этапах приняли 97 студентов, из них 12 призеров и 6 победителей регионального и национального этапа чемпионатов «Профессионалы» и «Абилимпикс».

Формирование дополнительных компетенций через реализацию программ дополнительного образования и профессионального обучения студентов Колледжа позволит нам стать наиболее конкурентоспособными и гибкими к рынку труда. Модель профессионального обучения в Колледже в 2024-2025 учебном году реализована через действующие образовательные программы. Профессию получат студенты, обучающиеся по 4 образовательным программам: помощник воспитателя, лаборант химического анализа, архивариус, секретарь-администратор.

В этом году университет принял участие в конкурсе на получение гранта Российских студенческих отрядов на профессиональное обучение. Обучение прошли 470 студентов университета и Колледжа, в том числе по программам «Вожатый» (320 чел.), «Няня» (20 чел.). В целом по вузу необходимо расширить портфель актуальных программ профессионального обучения, при этом сделать их привлекательными для внешней аудитории и школьников.

 

 

Фотографии