Национальный педагогический форум проходит в Акмуллинском университете

29 ноября 2024

В Уфе открылся ежегодный Национальный педагогический форум. Научные мероприятия  начались 28 ноября, а 29 ноября в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы состоялось торжественное открытие форума.

Ежегодно форум становится одной из ключевых площадок по обсуждению и рассмотрению целого ряда актуальных и значимых тем, касающихся развития системы образования в России, кроме того именно на форуме подводится своеобразный итог календарного года и обсуждение новых возможностей, решений для образовательной системы в грядущем году.

В рамках форума проходит 13 мероприятий: 10 конференций, панельная дискуссия, круглый стол, обучающий семинар. В них принимают участие учёные и педагоги Башкортостана и других регионов России, стран ближнего зарубежья, преподаватели и студенты вузов и ссузов, учителя школ.

Участников форума приветствовал депутат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, и.о. ректора Акмуллинского университета Салават Сагитов.

«Наш национальный педагогический форум призван отвечать на вызовы времени не только в области педагогики и образования, но и в целом сверяться с тем, чем живет сегодня наша страна, весь мир. Одной из основных целей проведения нашего форума является продвижение инновационного опыта научно-педагогических коллективов и научных школ, распространение идей и принципов сотрудничества вузов-партнёров Евразийского образовательного ареала с учётом мировых тенденций и инноваций. В форуме в очном и дистанционном форматах принимают участие около 1000 человек, география его включает многие регионы России, а также Китайскую Народную Республику, Киргизию, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. Одним из важных вопросов, обсуждаемых на самом высоком уровне,  является проблема социокультурной и языковой адаптации несовершеннолетних граждан, осваивающих общеобразовательные программы в России. Это одна из ключевых тем, которой занимаются ученые нашего университета с 2021 года. Хочу выразить благодарность Государственному институту русского языка имени А.С. Пушкина во главе с и.о. ректора Никитой Владимировичем Гусевым за совместную работу. У нас намечены  дальнейшие планы по развитию нашего совместного проекта», – отметил Салават Талгатович.

Салават Талгатович вручил нагрудный знак имени Мифтахетдина Акмуллы доктору педагогических наук, профессору, главному научному сотруднику Международного центра продвижения русского языка и литературы имени Мустая Карима Акмуллинского университета Раисе Давлетбаевой. Накануне в университете состоялась Всероссийская конференция по проблемам лингвистики, посвященная 85-летнему юбилею Раисы Губайдулловны.

«Сегодня Национальный педагогический форум стал ежегодной всероссийской образовательной площадкой, потому что здесь представлено много регионов, в том числе наши возвращенные территории. И, конечно, тема для обсуждений поднимаются самые актуальные и важные. Это изучение русского языка как государственного, изучение родных языков, билингвальные и полилингвальные модели образования, которые сегодня есть во многих российских субъектах. Здесь собираются ведущие эксперты со всей страны, те, кто работают в этой сфере, включая наши ключевые федеральные институты по этим направлениям. Форум - большая такая научная площадка для того, чтобы обмениваться опытом, принимать решения. Акмуллинский университет по госзаданию Министерства просвещения проводит большую работу по разработке материалов для тестирования детей с миграционной историей на знание русского языка при поступлении в школу. Думаю, что после обмена опытом и панельных дискуссий на Национальном педагогическом форуме будет не просто меняться образовательная среда в этой части, но и будут предложены самые передовые решения с учетом опыта, который сегодня будет представлен», – подчеркнула депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета по просвещению Эльвира Аиткулова.

Приветственный адрес участникам форума направил Председатель Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Константин Толкачев.

На открытии Национального педагогического форума прозвучали доклады по ключевым направлениям.

И.о. ректора Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Никита Гусев представил опыт Института Пушкина как научно-методического центра в сфере обучения и языковой поддержки детей-инофонов. В этом направлении институт активно сотрудничает с Акмуллинским университетом.

О профессиональном росте педагога как фундаменте качества образования рассказала директор школы-интерната «Аланская гимназия» из Северной Осетии-Алании Мадина Царазонова.

Доклад заведующей отделом контроля и оценки качества образовательной деятельности Луганского государственного педагогического университета Ирины Кицена был посвящен диагностике профессиональных дефицитов молодых педагогов Луганской Народной Республики как инструменту адаптации к педагогической деятельности в условиях переходного периода.

«Мы очень тесно сотрудничаем с Башкирским педагогическим университетом, который оказывает нам всестороннюю помощь и в подготовке педагогических кадров, и в воспитательной работе. Сейчас наши молодые педагоги проходят диагностику профессиональных дефицитов на платформе, разработанной БГПУ им. Акмуллы. При выявлении профдефицитов у наших учителей мы составляем индивидуальный педагогический маршрут, чтобы их ликвидировать: организуем курсы повышения квалификации и переподготовки, предлагаем наставничество учителей-методистов и учителей высшей категории, участие в круглых столах», – рассказала Ирина Александровна.

О работе по повышению качества образования в образовательном пространстве Карачаево-Черкесской республики рассказала руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Института повышения квалификации работников образования КЧР Алтын Хубиева.

Традиционными темами, рассматриваемыми на форуме, будут вопросы продвижения инновационного опыта научно-педагогических коллективов и научных школ вузов, распространения идей и принципов сотрудничества вузов-партнеров Евразийского образовательного ареала с учетом мировых тенденций и инноваций; консолидации научного и педагогического сообщества в решении актуальных проблем образования и просвещения в условиях мультикультурности и полилингвизма; обобщения и распространения практического положительного опыта по использованию дистанционных образовательных технологий в системе образования; определения основных направлений научных исследований в области музыкального и хореографического образования; вопросы психологии на новом витке развития образования и науки и другие.

Работа в секциях форума продолжится 30 ноября.

Фотографии