Быть преподавателем высшей школы - это воспитывать патриотов своей страны

19 ноября 2024

Сегодня, 19 ноября, мы отмечаем День преподавателей высшей школы. Праздник был учреждён Министерством образования и науки РФ в 2021 году, дата выбрана  в честь дня рождения Михаила Ломоносова — великого русского учёного-естествоиспытателя, основателя первого Московского университета.

В Акмуллинском университете трудятся люди, преданные своей профессии, отдающие свои знания и душевные силы будущим учителям Башкортостана и России.

Что для вас значит быть преподавателем высшей школы? На этот вопрос нам ответили педагоги из разных институтов и факультетов БГПУ имени Акмуллы.

Игорь Артюшков, профессор кафедры русского языка, теоретической и прикладной лингвистики, доктор филологических наук, Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций:
 «Чтобы стать преподавателем вуза, нужно хорошее базовое образование, высокий профессионализм, склонность к научной и педагогической деятельности, культура общения и многие другие качества. Однако все это можно приобрести и в процессе работы. В основе же всего, как мне представляется, лежат три условия, без которых невозможно стать хорошим педагогом. Во-первых, быть преподавателем – значит любить свою профессию и быть преданным ей, несмотря на все превратности судьбы. Профессию выбирают, как любимую женщину, один раз и на всю жизнь, не случайно слово профессия – женского рода. От этого выбора зависит счастье в профессиональной жизни.
Второе – быть благодарным: вузу, подготовившему тебя к выбранной профессии и давшему путевку в самостоятельную жизнь; преподавателям-наставникам; коллегам, которые всегда готовы помочь и поддержать. Третье условие – любить своих студентов, которых ты должен подготовить к нелегкой учительской профессии. В этом смысл работы преподавателя педагогического вуза. И если через годы твои выпускники становятся лауреатами конкурсов, обладателями премий и почетных званий, учеными и просто отличными учителями, обращаются к тебе за советами и со словами благодарности, значит, ты состоялся как вузовский преподаватель. Выводы сделаны на основе личного 50-летнего опыта работы в качестве вузовского преподавателя, прошедшего путь от студента до профессора в стенах БГПИ – БГПУ».

Наталья Суханова, заведующий кафедрой биоэкологии и биологического образования, доктор биологических наук, доцент, Естественно-географический факультет, стаж работы в вузе 31 год:
«Что для меня быть педагогом высшей школы? Самое главное – это большая ответственность за наших выпускников. Какие учителя придут завтра  в школу, какие молодые ученые будут работать в научных организациях или на производстве, во многом зависит от нас. Мы должны определять, как заинтересовать студентов в научной и педагогической деятельности. Педагог высшей школы – это интеллигентный, творческий, постоянно разносторонне развивающийся человек и в первую очередь - это наставник для молодежи. Для меня понятия педагог и наставник не разделимы!»

Ильдар Баишев, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, кандидат исторических наук, Институт исторического, правового и социально-гуманитарного образования, стаж работы в вузе 29 лет:
«Быть преподавателем высшей школы – это образ жизни. Преподавателю необходимо постоянно заботиться о своём профессиональном совершенствовании, быть в курсе общественно-политических и научных событий, чутко улавливать настроения общества, чтобы в любом возрасте быть со студентами на одной волне. Не просто проводить занятия согласно расписанию, но находиться в гуще общественной жизни кафедры, факультета, института. Это такие формы работы, которые нередко приходится осваивать самому, несмотря на значительный опыт и стаж в своей профессии».

Алина Ахмедьянова, старший преподаватель кафедры педагогики, кандидат философских наук, Институт педагогики, стаж работы в вузе – 4 года:
«Придя в Акмуллинский университет, я поняла, что теперь я несу ответственность за судьбу каждого школьника нашей огромной страны, так как наши студенты могут работать в любой школе России и даже за рубежом! Поэтому  для меня быть преподавателем высшей школы – это значит быть, прежде всего, примером для подражания своим студентам».

Айгуль Шарипова, доцент кафедры изобразительного искусства, художественно-графический факультет, член Союза дизайнеров РФ, стаж работы в вузе 13 лет:
«Преподавать, учить, являться наставником - это захватывающий, творческий путь, как учеников, так и самого учителя. Быть преподавателем высшей школы - это создавать определяющий уровень в культурном сознании общества.  В судьбе каждого мастера важную роль играет именно учитель, который щедро делиться своими знаниями, передаёт опыт, энергию и мудрость. И очень важно, чтобы современный информационный мир оставался гуманным посредством традиций преподавания»

Евгений Данилов, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, кандидат биологических наук, Институт физической культуры и здоровья человека, стаж работы в вузе 27 лет:
«Преподаватель высшей школы – это не только специалист, занимающийся наукой, и профессионал в своем профиле, но и человек, владеющий знаниями разных предметных областей, таких как педагогика, психология и многих других, организатор коллективной работы студентов. Я получаю удовольствие, когда вижу, что человек понял что-то новое для себя»

Рустям Ахметов, профессор кафедры программирования и вычислительной математики, доктор физико-математических наук,  Институт физики, математики, цифровых и нанотехнологий, стаж работы в вузе более 40 лет:
 «Быть преподавателем вуза – это значит воспитывать патриотов страны, способных решать проблемы образования и науки».

Салима Тагирова, заведующий кафедрой башкирского языка и литературы, кандидат педагогических наук, доцент, факультет башкирской филологии, стаж работы в вузе 28 лет:
«Преподаватель высшей школы – это педагог, ученый, методист, исследователь. Преподаватель вуза должен иметь глубокие знания по своей специальности и уметь делиться ими со своими любимыми студентами, постоянно пополнять эти знания и быть социальным лидером».

Ольга Макушкина,  доцент кафедры возрастной и социальной психологии, кандидат психологических наук, факультет психологии, стаж работы в вузе  20 лет:
«Быть преподавателем в вузе – значит иметь разные возможности: заниматься любимой профессией и  активно передавать свой теоретический и практический опыт студентам,  постоянно личностно и профессионально расти и обучаться, творчески взаимодействовать и обмениваться опытом с коллегами, презентовать себя на уровне вуза, города, республики, всероссийском и международном уровне».