В Челябинске состоялся семинар по языковой и социально-культурной адаптации детей-мигрантов

27 октября 2024

24 октября на площадке Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы дал старт научно-методическому семинару «Педагогическое сопровождение языковой и социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в российской школе». Участниками семинара стали ученые и педагогические работники Уральского федерального округа.

Открыл мероприятие проректор по науке ЮУрГГПУ, доктор биологических наук, профессор Сергей Лихачев. Он пожелал участникам плодотворной работы и обратился к присутствующим: «Уверен, что опыт и знания, которыми вы обладаете и готовы поделиться, станут важной основы для формирования эффективной стратегии сопровождения иностранных учащихся в России. Мы должны учиться друг у друга, обмениваться опытом и находить решения, который позволят нам успешно преодолевать существующий барьер».

Приветствие участникам семинара направили заместитель Министра просвещения РФ Ольга Колударова и и.о. ректора Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Никита Гусев. Они отметили, что проблема социокультурной адаптации детей иностранных граждан обозначена в числе приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, а также выступает объектом пристального внимания педагогической общественности, родительских сообществ, председателей национальных землячеств и различных социально-профессиональных групп.

В прямой трансляции открытия семинара в режиме онлайн гостей и участников поприветствовал первый проректор по стратегическому развитию Акмуллинского университета Алмаз Мустаев. Он отметил, что коллектив университета 2022 года выполняет государственное задание Минпросвещения РФ по созданию научно-методической системы для определения уровня языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов, получающих образование в российских школах, и в содружестве с различными ведомствами и организациями сделал достаточно много в разработке методик по сопровождению языковой и социокультурной адаптацией иностранных граждан.

В панельной дискуссии и тематических площадках научно-методического семинара приняли участие преподаватели и студенты ЮУрГГПУ, педагоги Челябинской области; участники из других регионов Уральского федерального округа могли подключиться к мероприятию в онлайн-режиме. 

На дискуссионной площадке «Языковая адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях Российской Федерации» ученые поговорили о педагогических условия формирования социальной активности детей старших дошкольников в межкультурном взаимодействии, о психолого-педагогическом сопровождении несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной организации и многих других вопросах. Доценты кафедры русского языка и методики обучения русскому языку ЮРГППУ Ольга Куныгина и Людмила Нестерова поделились опытом реализации дополнительных образовательных программ при обучении русскому языку как иностранному в Республиках Сенегал и Мали. Большой интерес вызвали проблемы, касающиеся работы с диагностическим инструментарием для педагогов по определению уровня владения русским языком детей с миграционной историей и рекомендаций по выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов. На эту тему выступила Зульфия Зарипова, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник БГПУ им. М. Акмуллы.

Другая дискуссионная площадка «Социально-культурная адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде» была посвящена обсуждению результатов исследований в области научного определения социальной адаптации, диагностики уровня социальной и психологической адаптации детей и экспертных оценок проблем в данной сфере. На дискуссионной площадке были обсуждены подходы и практики педагогической работы с детьми-мигрантами дошкольного возраста, студентами колледжей и вузов и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ученые и педагоги поделились опытом приобщения детей к культуре южного Урала и подготовки специалистов для работы с детьми мигрантами. Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин Акмуллинского университета Владислав Бенин представил феноменологический анализ социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан. О сущности, структуре и критериях социально-культурной адаптации несовершеннолетних граждан, обучающихся в Российской Федерации в своем докладе рассказала Елена Жукова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин БГПУ им. М. Акмуллы. Руслан Булатов, старший научный сотрудник Башгоспедуниверситета, доложил о результатах мониторинга по оценке органов исполнительной власти.

По итогам семинара была принята резолюция по комплексному взаимодействию субъектов образовательного процесса в вопросах социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в российской школе.

Акмуллинский университет планирует в этом году провести научно-методические мероприятия по проблемам языковой и социально-культурной адаптации детей с миграционной историей также для ученых и педагогов Южного и Приволжского федеральных округов.

Фотографии