Интервью Салавата Сагитова газете «Республика Башкортостан»
Для всех учителей 2023 год стал особенным. Год педагога и наставника в России сфокусировал внимание на тех, кто каждый день рядом с нами и нашими детьми, от кого зависит, с какими знаниями и какими личностями они войдут во взрослую жизнь. И конечно, особенным он стал для вуза, который дает образование будущим педагогам, — Акмуллинского университета. Накануне Дня учителя мы побеседовали с депутатом Госсобрания — Курултая РБ, председателем Совета ректоров вузов республики, ректором Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы Салаватом САГИТОВЫМ.
— Салават Талгатович, как объявление 2023-го Годом педагога и наставника сказалось на работе Акмуллинского университета? Какие задачи уже выполнены и какие выполнить еще предстоит?
— На самом деле, миссия университета, которая была заложена задолго до нас, — подготовка учителей, не зависит от того, какой год объявляется, именной или не именной. Поэтому этот статус, скорее, адресован обществу, его задача — напомнить всем о важности профессии учителя.
После пандемии коронавируса и дистанционного обучения люди поняли, что учитель — это не просто передатчик информации. Нужно, во-первых, чтобы Всевышний одарил его большим сердцем и доброй душой, а во-вторых, педагог должен быть хорошо обучен своему делу.
За этот год мы провели много масштабных мероприятий республиканского и всероссийского уровней, основная задача которых — поддержать педагогов и показать обществу, насколько непростым и важным является их труд.
— Назовите самые значимые, на ваш взгляд, события.
— Первое — Всероссийский конкурс для студентов педагогических вузов «Учитель будущего поколения России», который проходил на базе БГПУ имени М. Акмуллы. И это не просто конкурс. Мы постарались включить в него испытания, связанные с технологическими и методическими нововведениями, которые появились в последние два-три года в связи с переходом педуниверситетов в ведение министерства просвещения России. Это и создание единого ядра педагогического образования, то есть общий для всех 38 вузов учебный план; и такие технологические новинки, как «Технопарк» и «Кванториум». Включили в конкурс и «Разговоры о важном», меня это очень радует. В общем, это были, с одной стороны, испытания для 30 участников конкурса, а с другой — демонстрация возможностей педвузов широкой общественности.
Еще одно — Всероссийский конкурс «Лучшая педагогическая династия», который состоится 8 — 10 октября. На него подано 630 заявок из 78 регионов России — это уже говорит о многом. Впереди также Национальный педагогический форум, который объединит сразу несколько научно-практических конференций.
Вехой для нас стало поручение министра просвещения России Сергея Кравцова создать учебно-педагогические округа. Дело в том, что педвузы есть не во всех регионах. Их закрепили за существующими университетами. Акмуллинский теперь курирует три региона: кроме Башкирии это Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Это вызов для нашего вуза, и, я надеюсь, мы с ним успешно справимся. Благодаря соглашениям мы сможем удаленно улучшить качество работы системы образования этих регионов.
— Как это будет работать? Ребята из этих регионов приедут учиться в наш вуз, а выпускники отправятся работать туда?
— Возможно, студенты-целевики и приедут. Но основная задача — помочь действующему в регионах учительству соответствовать всем современным образовательным стандартам. Речь идет о повышении квалификации.
— Каковы итоги приемной кампании в БГПУ в этом году?
— Она была сложной. И с каждым годом становится сложнее из-за множества нововведений. Но, несмотря на это, я считаю, мы провели ее достойно. На бюджет поступили 1708 человек, так что мы закрыли контрольные цифры приема. Более 600 студентов начали учиться на коммерческой основе.
Растет количество иностранных студентов. Еще три года назад оно составляло три процента от общего числа поступивших, сейчас — 10 процентов. Приезжают к нам в основном из Киргизии, Туркмении, Таджикистана — стран, где система образования стоит на советском фундаменте, но есть понимание, что у нас качество подготовки выше. Тем более что мы входим в первую категорию минпросвещения наряду с педвузами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Нижнего Новгорода.
Увеличивается число ребят, которые оканчивают колледж и поступают к нам. Кроме того, мы лидеры в России по закрытию квоты на целевое обучение — на 72,5 процента. Причина — в целенаправленной работе с городами и районами, которые заинтересованы в том, чтобы дети обучились у нас и вернулись в свои школы.
Кстати, сегодня в России педагогическое направление занимает третье место по популярности после медицинского и IT. И в этом году средний балл ЕГЭ для поступления к нам составлял 70, хотя еще несколько лет назад был 62. У нас на 1708 бюджетных мест приходилось 18 тысяч заявлений на поступление.
— А какие специальности пользовались наибольшей популярностью?
— Самая популярная — компьютерный дизайн, которая открыта второй год. Там был конкурс 30 человек на место, а всего мест 25. Много желающих было поступить на переводческую деятельность: 25 человек на место. Из педагогических наиболее популярны специальности учителей истории, русского языка и литературы, английского языка и начальных классов.
— Сегодня в школах большой акцент делается на воспитательную работу. Значит, и вы должны научить своих студентов воспитывать. Как это делается?
— Действительно, от того, как мы подготовим студентов, будет зависеть, какие учителя из них получатся завтра. Учитель — это пример для учеников. Поэтому мы одними из первых в стране внедрили практику «Разговоров о важном» по аналогии со школьным курсом. И студенты четвертых курсов, которые завтра пойдут говорить о важном с детьми, проводят эти занятия с ребятами младших курсов.
Также каждую неделю поднимаем флаги России и Башкортостана.
Кроме того, в прошлом году мы подготовили 160 советников директоров по воспитанию. Более половины из них уже приступили к работе.
— В этом году на базе БГПУ в рамках федерального проекта «Профессионалитет» заработал образовательный кластер среднего профессионального образования «Центр педагогических компетенций». По каким направлениям здесь обучаются ребята и каких результатов ожидаете от проекта?
— По большей части это история колледжа Акмуллинского университета. Сегодня в нем, кстати, обучаются 2200 человек, по интегральным показателям качества он занимает первое место в Башкирии, четвертое — в Приволжском округе и 25-е — в России. Большая часть его выпускников идет в вуз на заочное отделение и параллельно начинает работать.
В Центр педагогических компетенций вошел не только наш колледж, но и Месягутовский, Туймазинский, Нефтекамский педагогические колледжи, Кушнаренковский многопрофильный профессиональный колледж имени Д. Мурзина, а также работодатели — 11 школ, детских садов и учреждений дополнительного образования Башкирии.
На первый курс «Профессионалитета» в этом году поступили 350 человек по шести программам: «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Музыкальное образование», «Изобразительное искусство и черчение», «Физическая культура» и «Информационные системы и программирование».
Благодаря проекту мы не только обновили материально-техническую базу, которая в нашем колледже была неплохая и раньше, но и внедрили новые методики, позволяющие пересмотреть учебный процесс с акцентом на практику. Обучение по программам «Профессионалитета» станет своего рода знаком качества образования.
— В 2021 году у вас заработал технопарк универсальных педагогических компетенций, в этом году открылся педагогический технопарк «Кванториум» имени В. А. Садовничего. Что это за структуры и чем отличаются друг от друга?
— Если кратко, «Кванториум» — это общероссийская история, появившаяся благодаря нацпроекту «Образование». Это те самые «Точки роста», IT-кубы, которые активно открываются в наших школах. У нас он нацелен на внешнюю среду — школьников, учителей, которые интересуются техническими направлениями.
Технопарк педагогических компетенций направлен в основном на наших студентов, помогает развивать эрудицию будущих учителей, которые должны быть готовы ответить на любые вопросы учеников. Здесь мы, с одной стороны, общаемся внутри вуза, в то же время сюда приходят школьные учителя и раскрывают нашим студентам секреты профессионального мастерства.
— С недавнего времени в республике начали появляться психолого-педагогические классы. Как вуз с ними взаимодействует? Много ли ребят после их окончания поступают в ваш университет?
— Мы сегодня курируем 45 психолого-педагогических классов. «Свои» классы есть и у педколледжей. Причем до конца 2024 года должны открыться 180 таких классов.
Но перед нами не стоит задача агитировать ребят поступать к нам. Прежде всего мы должны показать, чем педвуз отличается от других университетов. Психолого-педагогический класс — это больше про психологию, мягкие навыки, которые мы стараемся дать старшеклассникам. Им самим выбирать, куда поступать после окончания школы.
— Насколько сегодня ваши студенты готовы идти в профессию педагога?
— Не думаю, что студенты сегодняшние и вчерашние друг от друга сильно отличаются. Все люди разные. А студенты у нас замечательные: активные, целеустремленные! Статистика говорит сама за себя: 75 процентов наших выпускников идут работать по специальности.
Другое дело, что потом у них могут возникнуть какие-то сложности, не все закрепляются в профессии. Чтобы этого не произошло, разрабатываем новые методы. Есть несколько хороших программ: «Сельский учитель», «Земский учитель», целевое обучение. Но мне кажется, что они несколько не синхронизированы. Если синхронизировать их друг с другом, то синергетический эффект будет большим. К примеру, отучился на целевом — вот тебе миллион рублей, переезжай. Это было бы эффективнее.
Но мы видим, что большинство поступает к нам не из-за денег. Есть те, кто сначала выбрал другой вуз, а потом перевелся к нам. Если будет еще и моральная поддержка общественности, уважение к нашей профессии, то учителю будет проще.
— Но при этом в республике дефицит учителей…
— Дефицит в стране. Все эти действия как раз и нацелены на то, чтобы заинтересовать студентов. Открываем новые направления, стараемся предотвратить профессиональное выгорание, предоставляем возможности работающим учителям получить дополнительные знания. В Институте непрерывного профессионального образования сегодня около семи тысяч слушателей ежегодно повышают свою квалификацию.
Совсем недавно мы создали две платформы — для учителей и студентов педагогических вузов, которые позволяют увидеть слабые места в знаниях по предметам и методике преподавания, воспитательной работе. Уже 13 тысяч учителей прошли эту диагностику и попутно выступили в качестве экспертов. Благодаря платформе студенты и учителя могут понять, над какими вопросами нужно еще поработать, какие именно курсы пройти.
Для педуниверситета это тоже лакмусовая бумажка: если, например, мы понимаем, что 90 из 100 человек не знают, как создать презентацию в той или иной программе, значит, нужно срочно вносить изменения в учебный план.
Мы презентовали платформу министерству просвещения в августе, и она вызвала большой интерес.
— И напоследок. На страницах нашей газеты вы можете обратиться к коллегам и поздравить их с профессиональным праздником.
— С удовольствием. От каждого поступка, слова и взгляда учителя зависит очень многое. Учителя нашей республики — это люди, на которых можно и нужно равняться. Я благодарен тем, кто работает в тесной связке с нашим университетом, это очень важное взаимодействие. Я желаю всем коллегам благодарных учеников и родителей, здоровья и просто человеческого счастья! Пусть в именной год, когда мы ждем особых изменений, они обязательно произойдут.
Автор:Мария СНЫТКИНА, газета «Республика Башкортостан»
Источник: https://resbash.ru/articles/ob...